Инвест-Форсайт 2 сентября 2018

Никарагуанский канал: проект или прожект?

Фото: Инвест-Форсайт
Один из грандиознейших мировых проектов — строительство альтернативы Панамскому каналу, Никарагуанского канала, который позволит проходить из Тихого в Атлантический океан и обратно крупным судам, не имеющим возможности пройти через Панамский канал. Проектирование канала родило довольно тихий, но продолжительный геополитический скандал, в котором на одной стороне находятся Никарагуа, Китай, Россия, Куба и Венесуэла, на другой — Панама, Коста-Рика и страны Западного мира, а также никарагуанская оппозиция и местные экологи. Впрочем, не ясно, когда же начнутся работы: планировалось их завершить уже в 2019 году, но де-факто ничего и не начиналось.
Художник: Юрий Аратовский
Начать повествование о Никарагуанском канале можно фразой из фильма «Андерграунд»: «Жила-была одна страна». Никарагуа долгое время, в период с 1821 до 1910 года, не отличалась от других бывших испанских колоний в Центральной Америке, но после прихода к власти военной хунты дела пошли под откос: сначала диктатор Сомоса, потом сандинисты. Апогея экономический кризис достиг после прихода в 1979 году к власти сандинистов. Читатели, которым крупно повезло учиться в школе во второй половине восьмидесятых, помнят, как в школах собирали ненужные шариковые ручки, карандаши, краски и прочие школьные принадлежности в помощь детям Никарагуа. Что самое интересное, промышленность Никарагуа действительно всего этого не производила и не производит, а из-за рубежа эти вещи не поступали в силу эмбарго, объявленного в 1985 году. В 1990 году здравый смысл все же восторжествовал: страна перешла к многопартийной системе, эмбарго сняли. В 2002 году к власти путем демократических выборов снова пришел сандинистский лидер Даниэль Ортега, однако политическая система все равно осталась многопартийной. Ортега сразу встал перед вопросом: как получить помощь от бывших стран соцлагеря, которые к тому моменту уже отошли от социалистической экономики. Помогать Никарагуа они были согласны только на взаимовыгодной основе, посылать карандаши в помощь детям Никарагуа уже никто просто так не хотел.
И тут Ортега решил вернуться к старому проекту Никарагуанского канала, очевидно, глядя на то, как Панама за эксплуатацию своего канала получает ежегодно по $2 млрд С одной стороны, для стран, являющихся союзниками, то есть в первую очередь России и Китая, это явная геополитическая выгода, так как позволит ослабить гегемонию США в регионе, с другой стороны, явно облегчит процесс внешней торговли России и Китая с теми странами Латинской Америки, которые имеют выход к Атлантическому океану, но не имеют выхода к Тихому.
Проект Никарагуанского канала ведет свое начало еще с XVI века, когда конкистадоры обратили внимание, что на территории современного Никарагуа на пути между двумя океанами находится озеро Никарагуа, что позволяет провести два канала: между озером и Тихим океаном и между озером и Атлантическим океаном. В 1880 году была образована Компания Никарагуанского канала, которая решила составить конкуренцию строившемуся тогда Панамскому каналу, однако она не набрала достаточную сумму инвестиций. Несмотря на неудачу, можно констатировать, что хоть Никарагуанский канал и длиннее Панамского, но обойдется гораздо дешевле (особенно при современных технологиях строительства): на территории Никарагуа нет таких перепадов рельефа, как на территории Панамы.
Ортега, реанимируя проект канала, рассчитывал на китайские и российские инвестиции, то есть инвестиции как раз тех стран, которые в основном и помогали Никарагуа в период эмбарго. Проект изначально оценивался в $40-50 млрд Основным инвестором является китайский миллиардер Ван Цзин, который в 2013 году выиграл тендер на инвестирование в строительство 276-километрового канала, выставленный правительством президента Даниэля Ортеги. Инвестирование осуществляется посредством находящейся в Гонконге инвестиционной компании HK Nicaragua Canal Development Group. Ван Цзин сказал в 2014 г., что хотел бы видеть Никарагуа одной из самых богатых стран региона. Основной интерес Китая в проекте — возможность прохождения судами типа Panamax из Тихого в Атлантический океан. Через Панамский канал они не проходят, не помещаясь в нем.
Однако произошли непредвиденные обстоятельства. По словам Элисео Нунеза, бывшего никарагуанского оппозиционного юриста, в настоящий момент профессора университета, проект остался полностью необеспеченным финансированием, поскольку он не удовлетворяет требованиям надежности. Ван Цзина пресса называла самым таинственным китайским миллиардером. Он является совладельцем телекоммуникационного холдинга Xinwei Telecom. Параллельно с проектом канала он инвестировал в проект запусков дешевых спутников связи, которые должны были обеспечивать связь в морях и пустынных районах. Проект называли телекоммуникационным китайским созвездием. Инвестиции оказались неудачными, к тому же в ходе падения китайкого фондового рынка в 2015 году телекоммуникационный магнат потерял большую часть своего состояния. С тех пор в Никарагуа он не появлялся. Юрист Моника Лопес, специализирующаяся на защите окружающей среды, автор книги о планируемом канале, говорит:
«Он — призрак. С тех пор мы его не видели».
Другие страны, заинтересованные в проекте — Россия и Иран — больше об этой таинственной личности не говорят.
Работы, начатые в 2016 году, прекратились. Вместе с тем начальник управления строительства канала Мануэль Коронель Каутц сказал, что компания продолжает работать над строительством канала:
«Это правда, что были задержки, но компания по-прежнему работает над строительством канала, хотя это и происходит медленно».
С другой стороны, есть альтернативные мнения. Виктор Кампос, директор экологического центра Гумбольдта, говорит:
«Как только китайский инвестор ослабел, интерес к каналу ослабел тоже, а правительство Никарагуа не имеет возможности самостоятельно продвигать проект».
В апреле этого года компания HKND аннулировала договор аренды офисов в самом дорогом и самом высоком офисном здании Гонконга. При этом представители компании отказались и до сих пор отказываются давать информацию о том, куда переезжают. По официальному адресу регистрации в Коулуне находится отдел бухгалтерии компании.
Тревогу у никарагуанских сторонников строительства канала вызывает тот факт, что Панама отказалась от дипломатических отношений с Тайванем, чтобы установить дипломатические отношения с Китаем. Только за 2016 год Китай подписал с Панамой 19 торговых соглашений. При всем этом Китай собирается инвестировать ежегодно по $25 млрд в различные латиноамериканские страны, но Никарагуа в списке этих стран не присутствует. А за инвестициями Ван Цзина явно стоит китайское правительство, поскольку телекоммуникационная отрасль в Китае жестко контролируется государством.
Проект канала планируется завершить в 2019 году, но пока работы только на стадии проектирования. Моника Лопес считает, что закрытие Ван Цзином своих офисов является последним гвоздем в гроб идеи канала:
«Это благоприятный момент для того, чтобы правительство исправило свои политические ошибки».
По ее словам, правительство Ортеги не отменило закон о строительстве канала «из-за высокомерия и нежелания признать легитимность фермерских протестов».
Что касается России, сейчас у нее появились реальные шансы занять место китайских инвесторов. Следует отметить, что Никарагуа тоже успешно воюет на дипломатическом фронте: пока Панама устанавливала дипломатические отношения с Китаем, Никарагуа признало законным присоединение к России Крыма. Это дало второй импульс ко второму витку российско-никарагуанских дипломатических отношений, которые застопорились в 1990 году. Пока в основном рассматриваются варианты военного сотрудничества: Россия должна будет отгонять от канала всяких непрошенных гостей подобно тому, как отгоняют от Суэцкого канала сомалийских пиратов. В настоящий момент сотрудничество России и Никарагуа в военной сфере имеет место: Россия поставляет в Никарагуа танки Т-72, самолеты Як-130, вертолеты Ми-17, броневики «Тигр».
Возникает вопрос: проект Никарагуанского канала жив или мертв? Наверное, все-таки жив, поскольку у Китая нет других вариантов наращивания своего экономического присутствия в Латинской Америке: платить втридорога Панаме за пользование их каналом для Пекина не очень рентабельно. Несмотря на то, что миллиардер Ван Цзин уже давно в Никарагуа не показывается, Китай найдет других инвесторов, чтобы копать канал. На данный момент только две страны, помимо Панамы, могут позволить себе иметь водный путь из Атлантического в Тихий океан и обратно: Панама, Коста-Рика и Никарагуа. Коста-Рике не повезло с рельефом: с севера на юг через всю страну тянется горная цепь. Поэтому пока существует только одна альтернатива Панаме — Никарагуа. Учитывая наращивание присутствия Китая в странах атлантического побережья Южной Америки, официальный Пекин такой шанс не упустит, и вполне возможно, что дальнейшие переговоры пойдут уже на уровне правительств двух стран, а не на уровне предпринимателей.
Автор: Роман Мамчиц
Комментарии
Читайте также
Губернатор предупредил чиновников и депутатов о необходимости перестроиться
После вскрышных работ на дорогах Саратова образовалось 189 провалов
Комитет Госдумы одобрил законопроект о расширении списка банков для гособоронзаказа
Фонд «Сколково» представил 20 российских компаний на выставке в Сингапуре
Последние новости
Интернет вещей для автомобилей
В Санкт-Петербурге состоялся крупнейший международный форум по блокчейну, криптовалютам и майнингу – Blockchain Life 2018.
VR-стартапы быстрее всего растут в Китае