Войти в почту

Школьников научат осознанному выбору будущей профессии

Большинство выпускников вузов не работают по полученной специальности. Как сориентировать старшеклассников в многообразии профессий, особенно недавно появившихся? Какие изменения могут внести в школьную программу, накануне 1 сентября эксперты рассказали в пресс-центре «Парламентской газеты».

Школьников научат осознанному выбору будущей профессии
© ТАСС

Обновить курс информатики

За последний год многие предложения, направленные Минпросвещению экспертным сообществом и сенаторами, уже нашли отражение в учебных планах, отметила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Во-первых, ЕГЭ перестал жить отдельной от учебных программ жизнью. Во-вторых, определён объём знаний, который должен знать ребёнок по окончании начальной, средней и старшей школы. Кроме того, в обязательную школьную программу вернули астрономию и разработали факультативные курсы по финансовой и предпринимательской грамотности, а также по информационной безопасности, о чём особенно настаивали в Совете Федерации.

Однако профориентация школьников по-прежнему хромает, убеждён член Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи Василий Власов (ЛДПР). «Сейчас 60-70 процентов выпускников вузов не работают по своей специальности, а будущую профессию подростки выбирают исходя из предметов, по которым им легче сдать ЕГЭ», — утверждает депутат.

Главная задача профориентационной работы в школе заключается в том, чтобы ученик мог осознанно сделать выбор профессии, считает ведущий научный сотрудник института образования НИУ ВШЭ Олег Фёдоров. «Мы не знаем, как будет выглядеть рынок профессий через 10-15 лет и не можем сказать ему: будь менеджером, юристом или врачом. Ребёнок должен сам прийти к ответу на это вопрос, а задача школы — показать максимально широкую картинку, чтобы было из чего выбирать», — рассуждает эксперт.

Для усиления профподготовки учащихся депутат Власов предлагает перейти на 12-летнее обучение. Сейчас, приводит он аргументы, такая программа существует в странах, которые уже входят в десятку лучших по качеству образования.

Начиная с 8-го класса, учебную программу следует строить следующим образом: шесть месяцев учебная программа, три месяца каникул, три месяца — на профориентацию и подготовку к ЕГЭ. Также Власов выступает за увеличение количества часов на преподавание информатики. Но сам курс следует доработать: печатать на компьютере и работать в графических и фоторедакторах — это и сегодня и детсадовцы умеют. По мнению парламентария, на занятиях информатики следует сделать упор на поиске необходимой информации в сети Интернет.

При введении 12-летнего образования в программе может появиться и отдельный предмет — профориентация, допускает Власов.

В школьной программе — практические блоки

С инициативой сделать в программе старших классов упор именно на профподготовку выпускников согласилось большинство экспертов. «Ребёнок уже в школе должен знать о новейших технологиях и трендах, таких как Big Data, блокчейн, и иметь возможности для исследовательской деятельности», — считает директор международного фестиваля научно-технического творчества «От Винта!» Сергей Гузев.

А это, по его мнению, возможно только при взаимодействии школы с реальным сектором экономики. Организаторы конкурса выступили с инициативой интегрировать профориентационные блоки в структуру школьных дисциплин. «Это не увеличит количество часов и нагрузку, учебники останутся прежними, однако у школьников появится возможность для исследовательской деятельности. Ведь сегодня курсы робототехники доступны далеко не всем ребятам», — объяснил эксперт.

Авторы идеи уже направили свои предложения по усилению практической части точных дисциплин и профориентационной подготовки старшеклассников в Минпромторг и Минпросвещения и ждут оценки своей инициативы.

Научить ребят новым навыкам и компетенциям, которые пригодятся им в будущем, можно, изменив формат подачи знаний, уверена заместитель руководителя департамента политологии Финансового университета и вице-спикер Молодёжного парламента при Госдуме Наталья Назарова. Особенно, подчеркнула она, это важно при изучении гуманитарных дисциплин. Когда детей просто «натаскивают» на ЕГЭ, они могут возненавидеть предмет, а если разработать систему тестов, где будет много личностных и описательных вопросов, — результат будет совершенно иным.

У Молодёжной палаты Госдумы есть опыт проведения всероссийского тестирования школьников по отечественной истории. После каждого такого теста, рассказывает Назарова, подростки сами ищут в Интернете ответы на все вопросы, потому что им становится интересна тема, а следовательно, и история своей страны.