Войти в почту

Клубы пара, уголь и огонь: паровоз из прошлого века прибыл в Вологду

Ретропоезд, ведомый паровозом П-36, отправился в путь по маршруту от Шуи до Сосногорска. Сегодня он сделал остановку в Вологде. Посвящена поездка 150-летию магистрали. В областную столицу паровоз, вставший на рельсы еще в середине 20 века, прибыл своим ходом и без опоздания. На перроне, несмотря на дождь, толпа встречающих. Паровозный гудок при каждом свистке выпускает клубы дыма – публика в восторге. Паровоз П-36 работает так же, как и 100 лет назад, на каменном угле. Здесь есть устройство механической подачи топлива, но без ручной загрузки не обойтись. За время в пути от Шуи до Вологды бригада машинистов отправила в топку 3 тонны угля. Работа тяжелая, но отказываться от нее не спешат. «Эта работа очень благодарная. Прежде всего, потому что эта машина одушевленная. Паровозами интересуюсь с детства, поэтому знаю о них достаточно много. Работая здесь, приносишь радость людям», – говорит помощник машиниста Леонид Макаров. По «совместительству» помощник машиниста Леонид Макаров – писатель. Он автор книги «Паровозы серии «Э». В поездку отправился с коллегой по перу Алексеем Вульфовым. Алексей Борисович работу машинистов изучал на практике. «Я на всех сериях паровозов ездил – от «овечки» до П-З6. Знаю всех ветеранов. От Шарьи до Данилова, когда паровозы ездили, водили по 15 вагонов. Тяжелые пассажирские поезда. На это расстояние – 9 тонн угля и 50 тонн воды, немножко в Буе добавляли водички. И все», – делится своими историями председатель общества любителей железных дорог Алексей Вульфов. Впрочем, в этой бригаде все знают историю своего паровоза наизусть и рассказывают без запинки с подробностями. «Вот этот паровоз 00 П-36 был выпушен в 55 году Коломенским паровозостроительным заводом, и первое депо его приписки – Ленинград-Пассажирский-Московский. Работал он на участке Ленинград – Бологое. Их называли стреловыми, потому что он предназначался специально для перевозки «Красной стрелы». Синий, потому что стрела изначально была синего цвета. Это еще с дореволюционных времен идет – синий цвет обозначает вагоны первого класса, ну или люксовые, как сейчас говорят. А красная полоса, которая украшает борт паровоза, придавала особый колорит, такую стремительность. И из-за нее паровозы получили прозвище «генерал», – рассказывает машинист паровоза депо имени Ильича г. Москвы Сергей Бендюков. Путешествие символично началось в Шуе. Шуйско-Ивановская железная дорога, открытая в сентябре 1868 года, – самый первый участок Северной магистрали в ее современных границах. В составе поезда – экскурсионный вагон из Ярославля. Здесь большая экспозиция, которая рассказывает о том, как работала железная дорога в прошлом веке. Много экспонатов посвящено Великой Отечественной войне. Например, с настоящими фронтовыми письмами связана загадочная история. «Когда нам принесли письма, мы долго думали, что разместить, чтобы было поинтересней, чтобы было понятно, кто и где воевал, когда и как боец был ранен. Но никаких подробностей в письмах не было. А потом посмотрели и увидели на конвертах маленький штамп – просмотрено цензурой. То есть видимо нельзя об этом было писать, и все письма, где такие подробности описывались, изымали», – рассказывает начальник вагона исторического наследия Андрей Чесноков. В вагоне сохранена рабочая обстановка. Проводница Татьяна Рыкова 20 лет отработала на поездах. Ездила по разным направлениям. Сейчас вышла на пенсию, но пришла работать в экскурсионный вагон. Здесь она снова проводница. «Чай, конечно, не разношу. Я готовлю обеды. Ну и свет подключаю на экспозиции, чтобы все работало, чтобы было хорошо видно», – рассказывает проводница вагона исторического наследия Татьяна Рыкова. Снаружи, несмотря на дождь, вереница из желающих прикоснуться к истории. Зинаида Соболева привела сюда внука. «Я сама работала на железной дороге, сейчас вот внуку рассказываю, показываю ему аппаратуру, телефон, которыми мы пользовались. Ему очень понравилось», – поделилась посетитель экскурсионного вагона Зинаида Соболева. А в зале вокзала настоящий концерт, его организовали работники Дома культуры. Экскурсии в вагон и на паровоз шли до вечера, «ночевать» ретропоезд отправится в Вологодское депо. Утром по расписанию – в 6 часов – поезд отправится в путь. Его следующая остановка – Харовск.

Клубы пара, уголь и огонь: паровоз из прошлого века прибыл в Вологду
© Вологда.рф