Войти в почту

Как привлечь туристов в село? О мини-отеле в троллейбусе, о земле в стеклянных баночках, клюкве для президента и бренде "Дары Каблуковья"

В одном из сельских поселений Калининского района Тверской области Глава мечтает сделать из старенького троллейбуса мини-отель. Идея, конечно, не авторская, но зато она нова и креативна для нашего региона, как, впрочем, и все начинания, бизнес-проекты и планы местной администрации вместе с жителями. Казалось бы, шутейный разговор с Главой поселения Георгием Четвёркиным о троллейбусном отеле перерос в беседу на серьёзные темы: как развить территорию, привлечь инвесторов, реализовать туристический потенциал, увеличить доходы бюджета...За этими шаблонными фразами в конечном итоге стоит самое важное - как научить и мотивировать самих сельчан улучшить качество своей жизни. А власть при этом должна помогать, а не мешать, как это происходит повсеместно. Идея обустроить в троллейбусе мини-отель пришла к Главе района, когда он ехал по трассе М-4 и увидел придорожную мини-гостиницу, сделанную в настоящем самолёте. Кстати, первоначально в выкупленном у ПАТП-1 троллейбусе хотели открыть избу-читальню или компьютерный класс, но жителям инициатива не приглянулась. - Мы ищем инвестора под этот проект. Главное, сделать отель тёплым, пусть и небольшим, скажем, на два гостиничных номера. Но нужны удобства, коммуникации. Ну, а точки притяжения туристов...их много. Как и в подавляющем большинстве сельских поселений, в Каблуковском нет большого количества коммерческих предприятий, трудовых ресурсов тоже немного, зато есть проблема с коммуникациями, дорогами и т.п. Ах, да - бюджет тоже маленький, денег на все нужды не хватает. Поэтому ещё 5 лет назад местная администрация на волне подъёма государственного интереса к туристической отрасли тоже решила оценить свой потенциал и вплотную заняться привлечением туристов - было бы куда и чем. Начали с ревизии и исследований: изучали историю края, инфраструктуру, выявляли проблемные точки и искали пути решения, занялись поиском инвесторов, а для этого необходимо было создать условия, чтобы люди вкладывались и открывали бизнес. Так, в Каблуковском поселении есть свой ресурс - помимо природных красот, это, конечно же, земли. - Я считаю, что земля должна работать и приносить доход, поскольку бюджет поселения пополняется только двумя видами налогов: имущественным и земельным. Чем больше у нас налогоплательщиков, чем меньше у нас незастроенных и неосвоенных участок, тем лучше для бюджета. Мы создали реестр площадок, которые были бы интересны инвесторам, и стали их продвигать. Например, у нас была интересная акция, когда в Твери на "Урожайнике" мы продавали в стеклянных баночках каблуковскую землю по 100 рублей и прилагали брошюрки-презентации о нашем поселении. Получилось здорово: положительная реакция инвесторов на этот креатив получилась намного больше, чем от нашего участия в речном форуме. Мы охотно сдаём в аренду и продаём участки, даём рассрочку, работаем с риелторами, проводим коммуникации и газ, делаем дороги - только приходи и работай. Для привлечения в край туристов не нужно изобретать велосипед - есть же направления, которые популярны и приносят свой доход. К примеру, экологически чистые продукты, спрос на которые каждый год только растёт. Отсюда и стремление оказывать помощь жителям в развитии фермерских и личных хозяйств. А чтобы наладить рынок сбыта, администрация создала кооперацию, которая будет скупать не только мясную и молочную продукцию, но и ягоды - скажем, клюкву. - Мы уже провели опрос, более 100 человек готовы на постоянной основе сдавать нам ягоду. Это доход и самим жителям, и бюджету. Этот проект поддерживает и региональный Минсельхоз, и "Росагролизинг", мы готовим пакет документов для получения гранта и оборудования. Так что в скором будущем "Дмитрова Гора", возхможно, будет потчевать президента не эстонской клюквой, а нашей местной. Есть уже в поселении и свой гастрономический бренд - "Дары Каблуковья". Например, один из фермеров выращивает на продажу вешенки и грибы пакуются именно под этой маркой. Есть в поселении уже довольно раскрученная оленья ферма. Другой инвестор также планирует обустроить охотничье хозяйство с гостевыми домиками, для чего взял в аренду 200 га заросшей земли. Ещё один хозяин хочет восстановить когда-то известную турбазу "Лисицкий бор", которая сейчас закрыта. Правда, нужны дорога и газ, потому что на угле сегодня никто уже на работает. Кстати, там есть замечательный минеральный источник. А вот конюшня до сих пор существует, лошадей выкупили, не дали увезти на убой, там так и работает прокат. И в скором времени администрация перенесёт конюшню ближе к Савватьево, чтобы можно было приезжать покататься и жителям Твери. Ещё одной важной точкой притяжения туристов-паломников стали православные святыни - Оршинский монастырь, Знаменская церковь в Савватьево, который сейчас восстанавливают, а на месте археологических раскопок есть идея организовать музей под открытым небом. Также по территории Каблуковского поселения проходит национальный веломаршрут, а за новыми дело не станет - "Велоклуб Тверь" планирует разработать ещё несколько. Есть в поселении два детских лагеря. Когда-то они были заброшенными, их удалось оформить в муниципальную собственность, и вот уже 2 года лагеря принимают ребятишек. А тем временем поселение потихоньку преображается: сделали отличный въезд в Савватьево, установили памятный знак "Я люблю Савватьево", из старых "Жигулей" - арт-объект в виде цветочной клумбы, в Рождествено украсили остановку общественного транспорта гигантским зонтиком... И "болото" зашевелилось, народ проснулся, стал проявлять инициативу, скептические настроения сменились ожиданием перемен, жители начали заботиться о благоустройстве родных посёлков и деревень. Как говорит Георгий Четвёркин, в Каблуковском поселении люди стали другими - более активными и перестали быть равнодушными.

Как привлечь туристов в село? О мини-отеле в троллейбусе, о земле в стеклянных баночках, клюкве для президента и бренде "Дары Каблуковья"
© tvernews.ru