Войти в почту

Госдума приняла закон о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли

Москва, 24 июля - "Вести.Экономика". Госдума приняла в окончательном, третьем чтении пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Поправки внесены в Налоговый кодекс (НК) РФ и закон "О таможенном тарифе". Экспортная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)Новый закон предполагает постепенное уменьшение размера экспортной пошлины на нефть вплоть до обнуления этой пошлины с 2019 г. до 2024 г. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть введен специальный корректирующий коэффициент (СКК), который уменьшается каждый год с 2019 г. до 2024 г. Так, в 2019 г. предельные ставки пошлины предложено умножать на СКК в размере 0,833, в 2020 г. - 0,667, в 2021 г. - 0,5, в 2022 г. - 0,333, в 2023 г. - 0,167, в 2024 г. - 0. Таким образом, с 2024 г. экспортная пошлина на нефть отменена. Одновременно власти продолжат постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 г. в одну из формул, лежащих в основе расчета НДПИ, введен повышающий коэффициент, который плавно растет в 2017-2021 гг. Поправки сохраняют принятые ранее размеры повышающих коэффициентов, однако увеличивают срок их действия на один год - до конца 2021 г. Так, размер повышающего коэффициента составит в 2018 г. 357, в 2019-2021 гг. - 428. С 1 января 2022 г. повышающий коэффициент обнулят. Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, учтены в НДПИ.Пошлина на нефтепродукты при форс-мажоре Закон предусматривает возможность введения повышенной ставки экспортной пошлины на нефтепродукты и топливо в случае, если в течение месяца мировые цены на нефть выросли на 15%. Размер заградительной пошлины составит в этом случае 60% от размера повышенной ставки экспортной пошлины на нефть, которая, в свою очередь, составит не 30% как принято на 2018 г., а 45%. Акциз на нефть с учетом логистики НПЗСистема обнуления экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты при одновременном повышении НПДИ может привести к росту внутренних цен на нефтепродукты. Кроме того, положение ухудшается из-за наличия акцизов на нефтепродукты, которые уплачивают НПЗ. Акцизы на нефтепродукты идут в бюджет для наполнения дорожных фондов. Между тем новый закон предусматривает рост акцизов на топливо. В 2019 г. акцизы на бензин должны вырасти с нынешних 8,2 тыс. руб. за тонну до 12,3 тыс. руб., в 2020 г. - до 12,75 тыс. руб., в 2021 г. - до 13,26 тыс. руб. Акцизы на дизельное топливо увеличатся в 2019 г. с нынешних 5,67 тыс. руб. за тонну до 8,54 тыс. руб., в 2020 г. - до 8,83 тыс. руб., в 2021 г. - до 9,19 тыс. руб. Закон вводит принципиально новый для нефтяной отрасли инструмент - акциз на нефть с так называемой демпфирующей составляющей. Этот акциз предписано выплачивать компаниям, перерабатывающим нефть на российских НПЗ, в том случае, если мировые цены на нефтепродукты превышают стоимость топлива на внутреннем рынке. Этот акциз позволит компаниям компенсировать рост выплат по акцизам на нефтепродукты с 2019 г., избежать резких колебаний цен на внутреннем рынке вслед за мировыми и сделать поставки топлива на внутренний рынок такими же привлекательными, как и на экспорт. Акциз на нефть вводят для НПЗ, которые имеют свидетельство о регистрации, или для компаний, перерабатывающих нефть по давальческой схеме. Акциз рассчитывают по формуле в зависимости от цен на нефть, объемов переработки нефти и производства разных видов нефтепродуктов, курса рубля и логистического коэффициента в зависимости от удаленности НПЗ. Логистический коэффициент введен в формулу расчета акциза на нефть, выделены шесть региональных групп, к которым применят данный коэффициент. НПЗ, подпадающие под логистические коэффициенты, удалены от рынков сбыта, в первую очередь, экспортных рынков, и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других НПЗ. Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 применят к НПЗ, расположенным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ "Роснефти". Коэффициент 1,4 применят к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ "Роснефти". Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, Коми, Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ "ЛУКойла". Коэффициент 1,1 применят к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент действует в отношении нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании "Новый поток" и Коченевском НПЗ компании "ВПК-Ойл". Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка составляет 600 тыс. тонн. Коэффициент 1,05 применят к заводам в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ "Газпром нефти". В отношении остальных регионов России применят коэффициент 1.Депмфирующий коэффициент В формулу возврата акциза на нефть введен демпфирующий коэффициент, который рассчитывают как разницу между экспортными и внутренними ценами. При этом цену экспортной альтернативы рассчитывают по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо в Роттердаме, затрат на перевозку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. Внутренняя цена на бензин и дизельное топливо установлена нормативно. Средняя оптовая цена на бензин Аи-92 установлена в 2019 г. на уровне 56 тыс. руб. за тонну, в 2020 г. - 58,8 тыс. руб., в 2021 г. - 61,74 тыс. руб. Средняя оптовая цена на дизельное топливо составит в 2019 г. 50 тыс. руб. за тонну, в 2020 г. - 52,5 тыс. руб., в 2021 г. - 55,125 тыс. руб. Если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законе цен на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты. Свидетельство о регистрации Получать возвратный акциз на нефть смогут только нефтеперерабатывающие компании, имеющие свидетельство о регистрации. Закон подробно прописывает, какие компании имеют право на получение регистрации. Свидетельство о регистрации могут получить компании, имеющие в собственности НПЗ, перерабатывающие собственную нефть или нефть по давальческой схеме. Право получить такую регистрацию имеют нефтеперерабатывающие компании, подпавшие на 1 января 2018 г. под санкции, либо нефтеперерабатывающие компании, производящие из нефти 10% бензина "Евро 5" и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн в год. Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти в год и заключившие с государством до 1 июня 2019 г. соглашение об обновлении НПЗ при условии, что данное соглашение является действующим и сроки, указанные в нем, соблюдены. При этом компания, заключившая с государством соглашение о модернизации нПЗ, обязана выйти на производство из нефти не менее 10% бензина "Евро 5", либо эта компания должна инвестировать в ремонт НПЗ в 2016-2024 гг. не менее 60 млрд руб. Акциз на нефть могут обнулить для компаний, которые не смогли произвести из общего объема перерабатываемой нефти более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум.

Госдума приняла закон о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли
© Вести.Ru