Войти в почту

Вопрос недели: зачем Хабаровский край поддерживает СМИ?

Нужна ли сегодня поддержка нашим газетам, журналам, радио и телевидению? И если да, то какой она должны быть? И вообще – для чего это делается? Об этом рассказал ИА «Хабаровский край сегодня» министр внутренней политики и информации Хабаровского края Сергей Комаров. - Сергей Иванович, расскажите, в чём смысл государственной поддержки средств массовой информации? Идёт ли это на пользу краевым СМИ? - В нынешних экономических условиях поддерживать наши газеты, радио и телевидение просто необходимо. По той причине, что ситуация вокруг массмедиа в стране складывается совсем не радужная. К примеру, на печатном рынке повсеместно продолжают сокращаться тиражи и реклама. Многие газеты, не выдержав жёсткой конкуренции, закрываются. Сюда можно отнести многие факторы, влияющие на коньюктуру. Из года в год растущие тарифы на электроэнергию, печать, бумагу, подписку и перевозки приводят к тому, что отрасль вынуждена буквально выживать. Ну а «выживающие» СМИ, как вы понимаете, выпускают, в свою очередь, некачественный медиапродукт, не пользующийся спросом у граждан. У которых, кстати, есть вполне определённое конституционное право на получение объективной и достаточно полной информации о происходящих в крае событиях. Откуда же они почерпнут эту информацию, если все СМИ закроются? Поэтому государство и вынуждено их поддерживать. И происходит это не только в нашей стране и крае, но и по всему миру – в Европе, Америке, Австралии, Японии и в Китае. Государственная поддержка помогает СМИ хоть как-то удержаться «на плаву» и сохранить качественный контент. Такова реальность. - В чём заключается поддержка СМИ на краевом уровне? - На краевом уровне поддержка выражается в субсидировании негосударственных средств массовой информации и, кроме того, выполнении госзаказов на основании 44 Федерального закона о контрактной системе. - В мае нынешнего года в недрах министерства родилось принципиально новое Положение о субсидиях. Чем оно отличается от предыдущего? - Вы правы. Новое положение регламентирует принципиальной новый механизм господдержки. Во-первых, теперь денежные средства выделяются на финансовое обеспечение или авансирование расходов, связанных с производством, публикацией и распространением информационно-публицистических материалов целевого назначения. А раньше было возмещение затрат. Иными словами, деньги перечислялись по факту выполненных работ. Теперь же мы сначала оцениваем, насколько полезен проект, интересен с точки зрения потребителя, и как при этом соблюдается его конституционное право на получение информации. Потом заключаем договоры и 50 процентов от каждой суммы перечисляем в виде аванса. Во-вторых (что немаловажно) раньше опубликованные материалы оценивал комитет по печати. Отсюда нарастало недовольство и подозрения в том, что якобы в крае существуют ангажированные СМИ. Мы от этого ушли. И теперь все проекты оценивает независимое жюри, в состав которого входят представители Общественной палаты и Законодательной Думы Хабаровского края. Как видите, мы делаем всё для того, чтобы итоги конкурса были как можно более прозрачны. - Журналистов к этой работе будете привлекать? - Только как сторонних наблюдателей. По условиям конкурса мы не можем ограничивать конкуренцию. Поэтому в состав конкурсной комиссии журналистов включить не можем. Оценка того или иного СМИ будет субъективной. Ведь они же там работают и конкурируют между собой. - И с этим трудно не согласиться. Скажите, а что значит «материалы целевого назначения»? Поясните, пожалуйста. - Это материалы, входящие в так называемый перечень целевых направлений. Всего их семь, и они весьма ёмкие по содержанию. Туда относятся статьи, репортажи, радио- и телепередачи о Хабаровском крае. О людях труда, которые делают наш край богаче и привлекательнее. О новых промышленных и социальных объектах, о наших планах, достижениях и перспективах. Это вопросы экологии, развития науки, культуры, спорта, здравоохранения, образования, формирования гражданского общества, патриотического воспитания подрастающего поколения, проблемы молодёжи, инвалидов и стариков, защита детства, материнства, института семьи. В общем, авторы проектов должны писать и рассказывать обо всём, чем живёт сегодня наш регион. В том числе, и о героической истории края, подвигах земляков, заслугах ветеранов. Как вы считаете, об этом должны знать люди или нет? - Сергей Иванович, по каким критериям оцениваются конкурсные проекты? - Вот по таким и оцениваются - периодичность выхода материалов, актуальность темы, инновационность в подаче материала, доля собственных затрат на реализацию проекта, его концептуальность. По всем этим показателям жюри начисляет максимальное количество баллов. И если претендент набрал хотя бы половину, то проходит конкурсный отбор. Первый «пробный шар» мы запустили в июне. В министерство поступило сразу 15 заявок. К участию допустили 14 претендентов. Одна заявка не соответствовала условиям конкурса, ещё один претендент не прошёл конкурс, не набрав и половины баллов. В результате мы заключили всего 13 договоров на общую сумму 24331626 рублей. Половину от этой суммы победители конкурса уже получили. Теперь ждём от них интересных и содержательных новостей и репортажей. - Зачем тогда в июле объявлять ещё один конкурс? - У нас на эти цели осталось 29068374 рубля. Поэтому сразу объявили следующий конкурс. И готовы раздать ещё более 12-ти миллионов на периодические печатные издания, восьми миллионов – на телевидение, семи миллионов – на радио и более полутора миллионов - на сетевые издания. Так что с большим удовольствием приглашаем новых претендентов, с новыми проектами. Приём документов осуществляется до 17 июля. Уведомления о проведении конкурсных процедур размещаются на официальном сайте министерства www.mvp.khabkrai.ru. Отмечу, что первый конкурс у нас прошёл со сроком реализации проектов в июле-августе. Второй - в сентябре-октябре. И если деньги опять останутся, то до конца года объявим третий конкурс. На будущее планируем объявлять конкурсы на получение субсидий три раза в год. Соответственно, и медиапланирование конкурсантами будет осуществляться на четыре месяца вперёд. Им так удобнее для работы. - Сергей Иванович, почему же тогда не все СМИ остались довольны нововведениями? - Недовольные будут всегда. Так не бывает, когда на сто процентов все довольны. Но в данном случае, я думаю, недовольство и сомнения высказывают именно те, кто никогда не принимал участия в конкурсе и даже не пытался. Пусть не ленятся, подают заявки. Мы с удовольствием рассмотрим все проекты, без исключения. Но если эти СМИ всё-таки не подадут заявки, значит, у них есть свои источники финансирования, и они не нуждаются в господдержке. - Может быть, они хотят оставаться независимыми? - От кого или от чего независимыми? Давайте вспомним историю. Самая первая газета вышла в Римской империи, и она была государственной. Юлий Цезарь обнародовал в ней указы. Потом эстафету подхватила Поднебесная. Там тоже до недавнего времени издавались только государственные газеты, и цензуру, кстати, никто не отменял. Как, впрочем, и во Вьетнаме, и других восточных, да и не только восточных, странах. Во многих других государствах, Бразилии, например, вообще медиавласть кланов и олигархов. Разве что в Европе сравнительно недавно появилось общественное телевидение. Но, как вы думаете, кто его содержит? Справедливости ради могу заметить, что независимые СМИ всё же есть - это вэбсайты и социальные сети. Но средствами массовой информации в том классическом понимании, которое мы вкладываем в это понятие, их можно назвать с большой натяжкой. Какого качества там информация? Всегда ли она проверена и достоверна? Кому она выгодна, кто её подаёт и для какой цели? Это как на рынке, когда продукции много, но никто не даст вам гарантии, что она не сфальсифицирована. В любом случае, выбор всегда за людьми. Только они могут решить, кому доверять. Проверенным и авторитетным изданиям или «однодневкам», которых сегодня в глобальных сетях предостаточное количество. - А сами Вы каким СМИ отдаёте предпочтение? - По роду своей деятельности мне очень много приходится читать, смотреть и слушать. Да и выделять кого-то сейчас считаю не совсем корректным. Одно могу сказать. Я просто мечтаю провести хотя бы пару-тройку спокойных часов в кресле с газетой, книгой или просто посмотреть телевизор. Увы. Но могу пожелать нашим уважаемым читателям, радиослушателям и телезрителям при таком изобилии медиаресурсов не терять головы и всегда думать при выборе источников информации, тщательно взвешивая все «за» и «против». А средствам массовой информации непременно желаю успехов в работе, огромных тиражей, благодарной аудитории и процветания на благо нашего общества. КОММЕНТАРИИ Андрей Белоглазов, председатель Общественной палаты Хабаровского края, член конкурсной комиссии: - Все представленные на первый конкурс проекты были исключительно интересными. И для меня было настоящим открытием, что в конкурсе приняли участие СМИ даже из соседнего Приморья. Очень важно отметить, что в составе конкурсной комиссии работали независимые эксперты, которые высказывали каждый свою точку зрения. Мы здорово поработали - бурно спорили, обсуждали проекты и в итоге пришли к единому мнению. Могу со всей ответственностью заявить, что результаты голосования были легитимными, прозрачными и очень понятными. Хочу пожелать удачи нашим СМИ и в последующих конкурсных отборах. Игорь Михеев, исполнительный директор ЗАО «Интерфакс - Дальний Восток», участник конкурсного отбора: - Понравилось то, что на сей раз распределение субсидий прошло оперативно, сразу после объявления конкурса. Сама схема прохождения процедуры стала достаточно понятной. И что особенно важно – ещё перед получением субсидии мы можем видеть те объёмы и суммы, которые нам предстоит потратить на осуществление своих проектов. Теперь всё стало предсказуемо по сравнению с тем, что было год-два назад. Сейчас всё чётко: есть медиаплан, вполне понятные критерии и прозрачность оценки. Увеличились шансы на успех. А раньше было ряд спорных критериев, субъективизм и непредсказуемость результатов. СПРАВКА Предоставление субсидии из краевого бюджета средствам массовой информации Хабаровского края в первом конкурсном отборе в 2018 году (в рублях) Периодические печатные издания АО "Редакция "ТОЗ" 3 857 959,00 ООО "Издательский дом "Гранд экспресс" 2 249 659,00 ООО "Артек-Медиа" (журнал "Лучшее в Хабаровске") 206 378,00 ООО Издательская компания "Золотой рог" (г. Владивосток) 372 008,00 ООО "Коммуникационная Группа "Медиатехнологии" (газета "Молодой дальневосточник: XXI век") 3 226 587,00 Всего периодическим печатным изданиям: 9 912 591,00 Телевещание ООО "ИТА "Губерния" 5 160 000,00 ООО "РТВ Групп" (г. Комсомольск-на-Амуре) 283 618,00 ООО "ТВ-1" (г. Комсомольск-на-Амуре) 170 802,00 ООО "СЭТ Медиа" 3 461 881,00 Всего телекомпаниям и телеорганизациям: 9 076 301,00 Радиовещание ООО "Радио Хабаровского края" 3 420 000,00 ООО "Новое радио Хабаровск" 850 360,00 Всего радиокомпаниям и радиоорганизациям: 4 270 360,00 Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" ЗАО "Интерфакс – Дальний Восток" 578 088,00 ООО "Губерния Он-лайн" 494 286,00 Всего через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" 1 072 374,00 ИТОГО 24 331 626,00

Вопрос недели: зачем Хабаровский край поддерживает СМИ?
© Хабаровский край сегодня