Войти в почту

Оскудение Украины

Редкая неделя на Украине не отмечена очередными запретами на приезд российских артистов, запретами новых книг и фильмов, инцидентами на почве русофобии или расистскими высказываниями украинских «деятелей искусств». У Константина Паустовского, в его воспоминаниях о Киеве в эпоху Центральной Рады, есть замечательный эпизод о выступлении перед киевской публикой одного из тогдашних министров украинского правительства: — Голопупы! Паразиты! Геть до вашей Москвы! Там маете свое жидивске правительство! Геть! — орал министр собравшейся русскоязычной публике. А дальше, как пишет Паустовский, за кулисами появился премьер-министр Украины Владимир Винниченко. «Он гневно махнул рукой, и красного от негодования старика наконец уволокли за кулисы. И тотчас, чтобы смягчить неприятное впечатление, на сцену выскочил хор парубков в лихо заломленных смушковых шапках, ударили бандуристы, и парубки, кинувшись вприсядку, запели: Ой, що там лежит за покойник, То не князь, то не пан, не полковник — То старой бабы-мухи полюбовник!» Если присмотреться, то методы работы с общественным мнением на Украине за последние сто лет мало изменились. Проклятия России и русским для смягчения гадостного привкуса перемежаются инъекциями национальной до слащавости культуры. Национальная культура для местных политиков всегда являлась некой ширмой, за который можно было обстряпывать свои делишки. С перестроечных разговоров о «возрождении традиций» началось внедрение в массы постулатов украинского национализма, под бесконечную болтовню о воскрешении национальной культуры украинская элита десятилетиями грабит свой народ. Качественных результатов возрождения не видно, зато бюджетные средства осваиваются исправно, премии угодным подпевалам раздаются, а раскрашивание куриных яиц-писанок незаметно подменило собой ненужные «европейской державе» самолётостроение, фундаментальную науку и космическую отрасль. С одной стороны, национальное искусство подгоняется под архаичные нормы «сельского ренессанса», столь милого сердцу традиционалистов. А с другой, через бюджет и гранты неплохо проплачивается исполнение государственного заказа (например, изобличение в художественной форме «врагов народа» или восхваление АТО). На сегодняшний день это создание фильмов, вроде нашумевших «Киборгов», различные «патриотические» спектакли и выставки верноподданных произведений изобразительного искусства, в частности, политического плаката. Любопытно, что человеконенавистнические плакаты были на Украине востребованы задолго до госпереворота 2014 года. Например, цикл плакатов «Убей коммуно-фашиста» художника Игоря Переклиты выставлялся в Галерее Независимого Искусства Antin'S Collections (принадлежавшего ныне скрывающимся от уплаты алиментов Антину Мухарскому) ещё в 2010-м году. А сейчас политический плакат, воспевающий ненависть к «колорадам», «москалям» и «вате», по сути, стал отдельным направлением украинской поп-культуры. Много десятилетий принципиально творить на украинском языке (то есть, для сравнительно небольшой аудитории ценителей) являлось для деятеля искусства определённым вызовом, можно сказать, гражданской позицией. И, по инерции, остаётся политическим вызовом до сих пор. Однако постоянное политическое декларирование утомляет: большинство идёт на спектакль или на выставку отдохнуть, переключиться. Потому, в условиях чрезвычайной политизированности украинского национального искусства, традиционные форматы граждане получали через гастроли популярных российских артистов или в иных формах родственной (а для многих и родной) культуры. Не говоря уже о том, что профессиональный уровень местных талантов часто далёк от московского или петербургского. Это воспринималось и воспринимается некоторыми деятелями украинской культуры как наглое ограбление их собственных тучных грядок или воровство консервации из родных погребов. Поэтому вытеснение под разными предлогами представителей российского искусства с подмостков Киева, Харькова, Одессы и других городов местной творческой интеллигенцией было воспринято с нескрываемым энтузиазмом: дескать, вот теперь на небосводе и заблистают незаметные ранее отечественные таланты. Однако не сложилось. Концерт в рамках XI инвестиционного форума "Сочи-2012" Причины тому самые разные — в эпоху экономического кризиса у многих просто нет лишних денег, чтобы тратиться на культуру. Другим хватает украинского языка из телевизора, чтобы потом за него ещё и доплачивать. Третьим претит само навязчивое стремление местной образованщины учить окружающих Родину любить. Оставшиеся ценители подобных жанров (кочующие со спектакля на спектакль, с выставки на выставку национал-активисты) настоящей кассы не делают. И вот уже лидер группы «Вопли Видоплясова» Олег Скрипка жалуется на резкое сокращение его аудитории и требует ещё более крутых мер по изничтожению русского языка в искусстве. А его коллега, лидер рок-групп «Kozak System» и «Гайдамаки» Иван Леньо в эфире 5-го канала договорился до того, что потребовал лишать гражданства жителей Донбасса, поскольку ему не нравятся их музыкальные пристрастия. За ними гнусавым голосом новых запретов на русский язык и культуру домогаются Ницой, Забужко и ещё с полсотни деятелей, вполне искренне считающих себя «интеллектуальной элитой нации». Жаль тратить время на десятки цитат, которые ставят под сомнение не то что порядочность или гуманизм многих представителей национального искусства, но даже их психическое состояние. А в чистом остатке от их неугомонной активности, украинский народ оказался обобран не только материально, но и духовно. Запреты на новые фильмы, книги, телепрограммы, гастроли артистов ещё дальше отбрасывают общество в его духовном развитии, стремлении к профессиональному росту, умении конкурировать — с том числе, и с лучшими образцами родственной культуры. Вчерашним днём отказывая даже великим Гоголю, Булгакову, Ахматовой и многим другим литераторам южнороссийской школы в праве на украинскую почву, «национал-патриоты» от искусства оскопляют сами себя и поневоле становятся похожи на персонажей русской сатиры. Убогий мир местечковой образованщины изящно укладывается в цитату из Салтыкова-Щедрина: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать. Ободрать бы сначала… ободрать, да и в сторону… А потом, зарекомендовав себя благонамеренным, можно и о конституциях на досуге помечтать». Пресмыкаться перед кровавыми самозванцами, жадно жрать за чужой счёт и вести «прогрессивные разговоры» о том, как они не похожи на русских — вот истинное призвание подмайданной интеллигенции.

Оскудение Украины
© Украина.ру