Войти в почту

Онлайн-кассы: сбор податей автоматизируется, но «черные» зоны торговли не исчезнут

Проблемы? Сейчас приедем и поможем Напомним, что онлайн-кассы – это контрольно-кассовая техника, которая позволяет в режиме реального времени передавать информацию о финансовых операциях в налоговую службу. Онлайн-контроль над платежами дает возможность отследить все переводы денег. Считается, что это эффективно. Чем больше прозрачности, тем легче налоговикам следить, как предприниматель платит сборы в казну. Естественно, что первым это выгодно. Что касается вторых, то есть сомнения. Как заявил в интервью корреспонденту «ФедералПресс» исполнительный директор Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов, у разных бизнесов разные точки зрения на онлайн-кассы. «Например, те, кто занимался нелегальным бизнесом, то им, конечно, онлайн-кассы невыгодны,– рассказывает он. – Их расходы существенно выросли. Те, кто занимается легальным бизнесом, им онлайн-кассы выгодны. Во-первых, это заставило обелиться конкурентов. Соответственно, кто не выдержал обеления, ушли с рынка, а их доля перешла более успешным конкурентам. Во-вторых, больше появилось статистической информации. Операторы фискальных данных могут поставлять оперативную информацию в режиме реального времени. У налоговиков даже появилась шутка: мы прямо сейчас видим, какие у вас проблемы, это значит, что мы можем приехать и помочь вам». Аналогичной точки зрения придерживается президент Ассоциация компаний интернет-торговли Алексей Федоров. По его словам, рынок обелился на 90 %, а все крики противников оказались бессмысленными. «Возмущались те, кто желал остаться в теневом бизнесе, – поясняет он. – Онлайн-касс стало еще больше. Технически они стали лучше, чем те, которые были изначально. Сейчас уже счета-фактуры можно выписывать через кассы. Я надеюсь, что на онлайн-кассы мы переведем и расчеты между юридическими лицами. Другое дело, что государство еще не все дожало. Остаются еще бизнесы, которые имеют возможность работать даже без кассовых аппаратов. А еще хуже – не принимать платежи по картам. Есть ограничения. Например, если у организации оборот до 40 млн рублей в год, то у нее есть право не принимать платежи по картам. Если эти лазейки закрыть и обязать бизнес работать только по кассовым аппаратам, то вообще все будет прекрасно. Проблема в том, что у нас социальное государство, которое постоянно пытается не слишком давить на электорат, чтобы он голосовал как надо. Но надо поступать жестче, никому не давать лазеек». Исполнительный директор Руспродсоюза Дмитрий Востриков также считает, что для рынка внедрение онлайн-касс – это развитие. «На наш взгляд, автоматизация всех механизмов и процессов, и в том числе передача фискальных данных в режиме реального времени через интернет, – это новый шаг в развитии российского рынка, – уверен он. – Эта мера, безусловно, поможет четче понимать все, что происходит с товаром на рынке: контролировать объемы продаж, снизить риски нелегального оборота продукции и повысить качество учета и аналитики». Не все так гладко Правда, в ходе внедрения не все шло так гладко, как хотелось бы. О чем говорят и сторонники цифровизации торговли. «В прошлом году были жалобы на онлайн-кассы, – рассказывает корреспонденту «ФедералПресс» Андрей Карпов. – Тогда, действительно, были некоторые сбои, которые создали определенные проблемы. Но тогда ФНС оперативно выпустила соответствующее распоряжение. Это несколько нивелировало ошибки в работе системы. Хотя, конечно, компании понесли определенные потери. Но это говорит о том, что цифровизация процессов, которую проводит власть, требует серьезного и ответственного внимания всех участников процесса. Но сегодня на основной части рынка эта система уже отработана. И все к ней так или иначе привыкли и приспособились». По словам Дмитрия Вострикова, проблемы с онлайн-кассами остаются и сейчас. К их числу можно отнести вопросы «пуска-наладки» системы. По его мнению, необходимо разработать некий единый подход к формированию кассового чека. Кроме технических проблем, предприниматели, конечно, понесли и дополнительные затраты. Как отметил Дмитрий Востриков, к их числу относятся: расходы на покупку касс, установку специального ПО, обучение и наем дополнительных сотрудников. Критически к внедрению онлайн-касс относится управляющий партнер компании Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко. Он уверен, что онлайн-кассы легли бременем на малый и средний бизнес, но в первую очередь на кошельки покупателей. «Организации заплатили минимум 30 тыс. рублей за онлайн-кассу, – поясняет он корреспонденту «ФедералПресс». – По крайней мере, так было на пике внедрения. И плюс к этому, соответственно, заплатили за другие каналы связи, чтобы эти кассы работали. Это удорожание в 2–3 раза каналов интернета. Формально налоговая должна давать вычет за установку онлайн-кассы. Но этих вычетов что-то мало. Налоговики отчитываются о том, что есть массовое внедрение касс, но при этом почему-то массового налогового вычета нет». Необходимо упрощение На сегодня внедрение онлайн-касс еще не завершено. Стоит отметить, что Госдума дала некоторые послабления бизнесу. Например, была дана отсрочка на год ряду ИП. Это касается тех, кто не имеет наемных работников или тех, кто заняты в «зеленых» видах деятельности, и так далее. Всего 250 тыс. ИП и малых компаний. «На данном этапе это правильная мера. Она, прежде всего, направлена на постепенный и комфортный переход на новую систему, без резких движений и ненужных шоков», – прокомментировал отсрочку Дмитрий Востриков. – Правда, льгота дана только на год. К 1 июля следующего года будьте добры приобрести соответствующие аппараты и проводить все операции только через них. То есть от онлайн-касс никому не удастся скрыться. Каков будет итог? Оптимисты уверены, что нужно двигаться дальше к упрощению всех процессов торговли, и онлайн-кассы – это только один из этапов. При этом ныне существующие аппараты еще не совершенны. «Изначально онлайн-кассы были созданы в качестве замены кассовым аппаратам, которые являются анахронизмом. Но при этом в них остался фискальный накопитель. Это тоже анахронизм, который на самом деле не нужен. В торговле все нужно упрощать. Списание данных должно быть верифицировано. Тогда способ передачи не будет вызывать вопросов», – объясняет Андрей Карпов. Кроме того, бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает или полностью освободить от онлайн-касс малый бизнес, или вместо них разрешить ему использовать мобильные приложения. Это касается прежде всего предприятий сферы услуг. «Любые онлайн-приложения, которые будут сокращать расходы бизнеса на ведение, должны только приветствоваться», – считает Андрей Карпов. Пессимисты же уверены, что онлайн-кассы не смогут полностью искоренить проблему теневой торговли. «Налоговики бравурно рассказывают, что стало лучше, – говорит в интервью корреспонденту «ФедералПресс» Дмитрий Потапенко. – Только они забывают рассказать, что большая часть того, что как бы попало в легальный оборот, просто перешло из мелкого опта в розницу. То есть то, что раньше оформлялось приходными накладными, сейчас просто отбивается через кассу. Но они говорят, что бизнес обелился. Но нет, это не так. Итог этой системы таков: сбор податей будет идти автоматизированно. Но это не означает, что черные зоны торговли исчезнут. Вот, например, московский «Фуд Сити», созданный вместо «Черкизона». Его специально оставили, чтобы получать черный кэш. Приезжаем, смотрим и видим повсюду хождение кэша. Это тот же самый «Черкизон», только в бетоне и дороже. Но при этом чиновники будут нести пургу по всем каналам о том, что типа бизнес обелился».