Войти в почту

Племенное равенство. Фермеры готовы потягаться с предприятиями за стадо

«Пропуск» в реестр племенных хозяйств «Индивидуальные фермеры-животноводы, небольшие крестьянские хозяйства, работающие без образования юридического лица, по действующему сегодня закону, не могут быть полноправными участниками рынка племенного животноводства», – объясняет смысл нововведений депутат областного ЗакСа Светлана Потапова, которой принадлежит эта законодательная инициатива. – Уверена, что наши поправки помогут ликвидировать эту несправедливость». Причина неравенства – непостоянство законодательства. По закону, который был принят в середине девяностых годов, фермерские хозяйства, занимающиеся племенным животноводством, были юридическими лицами. Затем их хозяев перевели в индивидуальные предприниматели, а с 2012 года фермеры могли сами выбирать форму хозяйствования. Но закон с тех пор не менялся, поэтому индивидуальные фермерам-животноводам недоступен реестр племенных хозяйств, и они не могут продавать своих животных – даже с самыми лучшими качествами, как племенных. Пять правил племенного животноводства: 1. Все племенные стада и животные обязаны иметь государственную регистрацию. Государство должно быть в курсе, кто, где и что разводит, отслеживать продуктивность. 2. Каждое животное должно иметь племенное свидетельство – документ вроде паспорта, подтверждающий его происхождение. 3. Данные о самых ценных животных и стадах для каждой породы хранятся в государственной книге племенных животных. 4. Сведения обо всех племенных стадах содержатся в государственном племенном регистре, куда, собственно, и не могут попасть индивидуальные фермеры-животноводы и небольшие крестьянские хозяйства, действующие без образования юридического лица. 5. Для разведения каждой породы необходимо получать аккредитацию. В статистике не учитываются «По сути, фермеры-животноводы и предприятия АПК занимаются одним и тем же, но в разных объемах. Только при этом индивидуальное фермерское хозяйство лишено права быть включенным в реестр племенных хозяйств, и это неправильно», – считает фермер Гатчинского района Юрий Фролов. В том, что поправки помогут индивидуальным фермерам-животноводам, уверен и Евгений Каледин – фермер, работающий в Подпорожском районе Ленобласти. «Готов поддержать инициативу, но при любом раскладе, единоличному хозяину, чем бы он в АПК не занимался, трудно тягаться с крепко стоящим на ногах сельхозпредприятием, а рассчитывать на помощь региона могут не все». В Ленобласти сейчас, в общей сложности, насчитывается 450 фермерских хозяйств. Государственную поддержку в этом году получили около 250 из них (в том числе, 50 фермерских). В областной администрации утверждают, что по итогам прошлого года Ленобласть выполнила целевой показатель соглашения с Минсельхозом РФ по сохранности племенного поголовья – 75 % коров регионального стада, в целом насчитывающего 69,5 тыс. голов, признаны племенными. На территории региона 77 предприятий имеют статус организации по племенному животноводству, 65 из них – в молочном скотоводстве. Работает 50 племенных заводов и 15 племенных репродукторов (статус племенных в России имеют только 13 % крупного рогатого скота). Малые фермы в этой общей статистике не учитываются. Право на импортозамещение По данным депутата Госдумы Сергея Яхнюка, сегодня в России малые формы хозяйствования обеспечивают около половины сельхозпродукции. «Безусловно, закон должен обеспечивать свободный доступ на сельскохозяйственный рынок сельхозпроизводителям любых форм собственности, настроенных на импортозамещение», – считает парламентарий. В этом году на гранты фермерам Ленобласти из федерального и регионального бюджетов предусмотрено 158 млн рублей. Общая сумма финансирования на 42 млн рублей или на 36 % больше, чем в 2017 году. В 2017 году субсидию получили 18 крестьянских хозяйств на сумму 116 млн рублей. «Стоит учесть, что в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства на долю фермеров и личных подсобных хозяйств приходится около 30 % всей валовой продукции сельского хозяйства Ленобласти, – считает директор исполнительной дирекции Межрегионального объединения работодателей Агропромышленного комплекса Северо-Запада (МРО «Севзап Агропром») Вячеслав Шаваров. – Поэтому неправильно делать ставку при раздаче субсидий на крупные сельхозпредприятия, логично уравнять их в правах с малыми фермами».