Войти в почту

Почему мы не готовы перестать строить торговые центры и начать думать о дорожных коллапсах

Павелецкая площадь – огромный транспортный узел, где пересекаются вокзал и аэроэкспресс, радиальные и кольцевые ветки метро, а неподалеку начинается жилая застройка. С начала 2000-х там вырыт котлован. На месте так и не построенного торгового центра мог появится огромный транспортный хаб по проекту бюро WALL. Вместо этого на Павелецкой площади произойдет реинкарнация Манежной с трехэтажным подземным торговым центром. Сооснователь бюро WALL Рубен Аракелян рассказал Strelka Mag, зачем Москве еще один торговый центр у вокзала. Проект транспортно-пересадочного узла «Павелецкая». 2015 © Архитектурное бюро WALL Проект транспортно-пересадочного узла «Павелецкая». Интерьеры. 2015 © Архитектурное бюро WALL В ПРОШЛЫХ СЕРИЯХ: 2009 год — промышленная группа «Евразия», владелец небоскреба Eurasia Tower, начинает строительство торгового центра на Павелецкой площади. В тот же год инвестор обанкротился и проект заморозили, оставив котлован на много лет вперед. Между инвестором и мэрией началось судебное разбирательство, после которого город отсудил землю. В 2015-м Ассоциация инвесторов Москвы обратилась к бюро WALL. Задачей было связать все транспортные потоки и встроить между ними подземные магазины и парковку. В мае того же года в Москве прошли публичные слушания, на которых проект был предварительно одобрен Москомархитектурой и главным архитектором Сергеем Кузнецовым. Зимой 2016-го ООО «Лэджи» приобрела недострой за 250 млн рублей — почти в десять раз дешевле, чем он был оценен годом раньше. Однако город финансирует только логистические постройки, а все коммерческие проекты — торговые точки и гостиницы — строятся на деньги инвесторов. Администрация города планировала выделить 120 тысяч квадратных метров, но инвестора устраивала территория как минимум в 300 тысяч. В итоге власти и бизнес так и не смогли договориться между собой. Новый инвестор решил, что строить логистику дорого и невыгодно, поэтому от идеи подземного хаба решили отказаться, а вместо 300 квадратных метров застроить только 120. В июне 2018-го на Павелецкую приехали первые бульдозеры разбирать старый фундамент. ПРОЕКТ «ПОДЗЕМНОГО ГОРОДА» По словам сооснователя бюро WALL Рубена Аракеляна, вскоре после судебного разбирательства мэр лично запретил строить на площади наземный комплекс: «Поэтому мы придумали «минус первый» уровень высотой около 6 метров, который связывает подземную часть вокзала, выход из метро и два других девелоперских проекта — гостиницу и апартаменты. Всего шесть подземных уровней, где есть магазины, кинотеатры, библиотеки, кафе, музеи и лектории. Минус первый этаж комплекса по плану занимал транспортно-пересадочный узел с остановками общественного транспорта, автовокзалом, входом в метро и переходом в здание Павелецкого вокзала. Наверху должна была появиться площадь с семью «чудесами». Каждый связан с отдельным сценарием: аллея тишины c искусственным озером, где местные жители могли бы отмечать Новый год зимой. Холмы из бетонной площади — фактически повторение подземной площади, где можно отдыхать летом и кататься на санках зимой. Лес аналогичный лесу в «Зарядье», где можно укрыться в тени, открытый кинотеатр с лекторием, и последний сценарий — деревянные мастерские». Проект транспортно-пересадочного узла «Павелецкая». Аксонометрия. 2015 © Архитектурное бюро WALL Проект транспортно-пересадочного узла «Павелецкая». Аксонометрия. 2015 © Архитектурное бюро WALL Проект транспортно-пересадочного узла «Павелецкая». Общая схема. 2015 © Архитектурное бюро WALL Проект транспортно-пересадочного узла «Павелецкая». Генеральный план. 2015 © Архитектурное бюро WALL ВМЕСТО СЕМИ ЧУДЕС — ОДНО Если посмотреть на подобный «узел» в Вене, то можно увидеть большие подземные холлы, где есть доступ ко всей городской инфраструктуре. Если идет снег или дождь, можно сесть на поезд и, не выходя на улицу, уехать в аэропорт, зайти в кафе, купить продукты и даже сходить на спектакль, ведь подземный уровень напрямую связан с венским театром. Подземная и наземная площадь нового хаба заняла бы не меньше четырех гектаров, то есть около трех торговых комплексов «Охотный ряд». Теперь под Павелецкой площадью, скорее всего, появится три этажа с торговлей, никак не связанные с вокзалами. Наверху останется парк, но уже без холмов. «Концептуально новый проект скорее похож на городскую пустоту, довольно эгоистичную к туристам: им всё же придется подниматься наверх, чтобы пересесть из метро на аэроэкспресс, — отмечает Рубен Аракелян, — тем не менее, новый проект снимает «напряжение» площади: там больше не будет заборов и грязи, маргиналов и машин. Кроме того, городу необходимы паузы, полупустые привокзальные площади — своего рода ДНК Москвы. Минус нового проекта скорее в том, что у подземного торгового центра будет только одна функция, от который все уже устали». По мнению сооснователя Wall, cегодня мы особенно настороженно заходим в торговые центры, особенно если приходится спускаться под землю: «Например, торговый центр «Охотный ряд» скорее напоминает клетку с огромным темным пространством, где не понятно, как найти экстренные выходы и тяжело ориентироваться. Чтобы избежать таких депрессивных зон, в «городе под землей» должны быть светлые просторные места для отдыха. В случае проекта WALL такую функцию играли библиотеки, однако их практически невозможно сделать коммерческими. Инвесторам гораздо выгоднее заполнить пространство торговыми точками». Проект транспортно-пересадочного узла «Павелецкая». Макет, форма. 2015 © Архитектурное бюро WALL КЛАССИЧЕСКИЙ РЕЦЕПТ ТРАНСПОРТНОГО КОЛЛАПСА Работы на Павелецкой уже начались. Сейчас там пытаются избавиться от многолетнего «памятника» — фундамента так и не построенного торгового центра. Когда проект будет закончен, в Москве не останется ни одной свободной вокзальной площади, под или вокруг которой могли бы появиться хабы «подземных городов» с парками наверху. Вместо этого вокзалы окружены гигантскими наземными торговыми моллами. «В таком случае невозможно избежать транспортных коллапсов, — считает Рубен Аракелян, — 80 процентов городской архитектуры строилось, когда еще не существовало мастер-планов, которые помогают спрогнозировать будущее. Советские архитекторы, проектируя дороги и магистрали, не предполагали таких больших потоков и не рассчитывали на огромное число приезжих. Можно сказать, что «каркас» из прошлого не готов к современным вызовам. Кроме того, строить многоэтажные торговые комплексы над станциями метро нельзя. Именно поэтому и «Европейский», и «Атриум» давали трещины, которые приходилось забивать цементом. При строительстве также не учитывали, что на близлежащих вокзалах резко вырастет пассажиропоток, увеличится количество машин, а ширина дорог останется прежней. Так городе образуется коллапс. В классическом сценарии развития городов через 10–15 лет торговые центры начнут опускать под землю, расчищая улицы. Возможно, наш проект немного обгоняет время, поскольку в России еще нет подобных хабов. Тот факт, что его высоко оценили и осветили все федеральные каналы, был для нас мощным импульсом. Мы придумали архитектурный «аттракцион», но при его реализации не была задействована политическая воля. Надеемся, что когда-нибудь мы снова к нему вернемся».

Почему мы не готовы перестать строить торговые центры и начать думать о дорожных коллапсах
© Strelka Magazine