Ещё
В Киеве сотни людей вышли на Майдан
В Киеве сотни людей вышли на Майдан
Украина
"Хотел сделать подарок": подробности ДТП с сыном Валерии
"Хотел сделать подарок": подробности ДТП с сыном Валерии
Шоу-бизнес
К посольству России в Минске вывели спецназ
К посольству России в Минске вывели спецназ
В мире
Поклонскую прозвали "железной леди Путина"
Поклонскую прозвали "железной леди Путина"
Политика

«Российская летопись». Подлинная история «Двенадцати стульев» 

Восемьдесят пять лет назад скончался Николай Дмитриевич Стахеев — золотопромышленник, купец 1-й гильдии, меценат, племянник художника И. И. Шишкина, коллекционер живописи.
Он владел несколькими домами в . В частности, построил дворец на Новой Басманной улице. С ним связана весьма занимательная история, послужившая для Ильфа и Петрова отправной точкой для сюжетной линии «Двенадцати стульев». Но об этом позже.
Стахеевы родом из . Отец Николая Дмитриевича — купец 1-й гильдии, избирался елабужским городским головой. На начало XX века Стахеевы входили в список 30 богатейших предпринимателей . По версии журнала Forbes, их состояние в 1913 году было эквивалентно 143 миллионам тогдашних долларов. Будь это состояние перенесено в наше время и пересчитано по нынешнему курсу, Стахеевы были бы мультимиллиардерами. Они владели золотыми приисками, нефтяными промыслами, фабриками, заводами, пароходами… Но все же основу их благосостояния составляла торговая деятельность. Впрочем, она и сегодня остается одной из самых доходных сфер бизнеса. Возьмите, к примеру, . Что это такое? Сеть супермаркетов в . А ее основатель  — это американский аналог Стахеева.
Особняк на Новой Басманной улице, принадлежавший золотопромышленнику Николаю СтахеевуУ русских предпринимателей тоже были магазины по всей России. А еще Стахеевы скупали хлеб, продавали его не только по всей России, но и за границу. Поставляли в Сибирь в огромном количестве сахар и промышленные товары. Потом они стали торговать бакалеей, драгоценными металлами и много чем еще.
Ну а вершиной бизнеса Стахеевых стало создание одного из крупнейших монополистических объединений начала XX века — концерна Путилова — Стахеева — Батолина. Он объединил ряд наиболее прибыльных предприятий почти во всех отраслях промышленности. Акции торгового дома Стахеевых высоко котировались. Их даже приобретал и члены императорской фамилии.
Дворец в Москве на Новой Басманной улице для Николая Дмитриевича Стахеева возвел архитектор Михаил Бугровский. Чего там только нет! Огромный двухсветный холл с беломраморной лестницей в «греческом стиле», парадные апартаменты с «готической» столовой, «мавританская» курительная, залы в стиле классицизма, барокко. До сих пор хорошо сохранились обильная деревянная резьба, паркет сложного рисунка, витражи, мраморная и лепная отделка.
Стахеев жил на широкую ногу, но не забывал и о благотворительности. В частности, он внес значительный вклад в обустройство крымского . Много путешествовал, был завсегдатаем казино в Монте-Карло. Каждый его приезд туда сопровождался повышением курса акций игорного дома. Говорят, один раз он проиграл в казино 15 миллионов золотых рублей…
А позднее Стахеев стал литературным героем — прототипом Кисы Воробьянинова из романа «Двенадцать стульев». После революции коммерсант вернулся из-за границы в Москву, чтобы забрать из тайника дома на Новой Басманной драгоценности, но был задержан советскими спецслужбами. Говорят, на допросе Стахеев предложил сделку самому Дзержинскому: он рассказывает, где спрятаны ценности, а ему назначают пенсию. Условия были приняты: Стахеев до конца жизни получал пенсию, а на часть его сокровищ архитектор Щусев построил большой Дом культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» и , и она стала фабулой их знаменитого романа.
Вид на здания универмага «Московский» и Центрального дома культуры железнодорожников с противоположной стороны Комсомольской площадиА дворец Стахеева был отдан под Центральный дом детей железнодорожников. Там работало множество творческих и технических кружков и секций, в которых занимались, в частности, , ,
Кстати, кое-что о Достоевском. При чем тут Достоевский? Он всегда при чем. Помните одного из героев «Двенадцати стульев» — отца Федора Вострикова, который писал очень любопытные и познавательные письма своей жене из разных городов и весей страны? Эти письма Востриков неизменно заканчивал словами: «Твой вечный муж Федя». Так подписывал свои письма жене великий писатель: «Твой вечный муж Достоевский».
Что ж! Ильф и Петров были тогда молодые, зубастые и талантливые острословы. Видимо, решили слегка «похлопать по плечу» и Достоевского заодно. Этакое литературное амикошонство. Оно в те годы было в моде. Вот и Маяковский обращается к памятнику Пушкину со словами:
Александр Сергеевич,
разрешите представиться.
Маяковский.
Потом долгая бравада, шуточки. И, наконец, революционный поэт выпаливает:
После смерти
стоять почти что рядом:
вы на Пэ,
на эМ.
А вот здесь ошибочка! Как-то не получается стоять-то рядом. Слишком велика разница! Еще Мольер верно заметил: бывают вязанки дров и просто вязанки.
В этом выпуске вы также услышите:
— Памятник Александру Сергеевичу Пушкину
— Полуденный выстрел в 
— Художник
"Российская летопись". Подлинная история «Двенадцати стульев»Слушайте полную версию программы:
У радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.
Видео дня. Мэр Липецка объяснила почему ругалась матом на рабочих в парке
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео