Войти в почту

Особенности западноевропейских узкоколеек на конкретном примере

Португалия — страна довольно домашняя. Подобная узкоколейка смотрится тут вполне естественно. Тем не менее, проехаться по заповедной линии среди лесов и деревенек всегда приятно. Про то, чем отличаются западноевропейские узкоколейки от СНГ-шных, и чем они похожи, расскажу дальше. Итак, Linha do Vouga. Узкоколейка является частью всей железнодорожной сети Португалии и принадлежит основному ж. д. перевозчику страны Comboios de Portugal. Расположена к югу от Порту. Двумя своими концами она примыкает к идущей вдоль океанского побережья магистрали «Порту-Лиссабон» и уходит вглубь стр. Северный её конец отходит от города Эспинью — ближайшего пригорода Порту, а южный — от Авейру — более дальнего пригорода. Однако несмотря на то, что линия, якобы, единая, сквозного движения по ней нет с 2013 года. Поезда ходят только на небольших участках от Эспинью до Оливейры-де-Аземейш и от Авейру до Сернада-ду-Вога. Между Сернадой и Оливейрой ездит два раза в день… такси! Вот это красное — оно. При этом, этот участок — чуть ли не большая часть линии. Но начнём по порядку. Начал исследовать линию я с Авейру. Приехав сюда из Коимбры, обнаруживаю специальный 7-й путь с узкой колеёй для этих поездов. И вот оно, традиционное португальское раздолбайство. На указанном в табло пути поезда нет, а он стоит на соседнем. Можно бы было подумать, что сейчас он сюда отманеврируется, если бы не оставалось до отправления меньше 10 минут. В итоге он так и уехал с 8-го пути. В поезде нахожу объявление о ремонтах. Забавен следующий факт. Узнал про эту линию я поздно, когда уже уехал из пригородов Порту. Откуда было так логично её исследовать (тем более, что мы жили как раз в одной станции к северу от Эспинью). А так мне пришлось сюда возвращаться из Коимбры. Не самый дальний свет, но все равно очень обидно. Но тут оказалось, что если бы я знал заранее про эту ветку, то как раз в те дни когда я бы поехал её исследовать, линия бы и не работала. А так я в нужный день попал. Салон вагона. Кабина машиниста. Очень быстро мы съезжаем с главного хода и оказываемся среди тихих деревенек. С полустаночками. Так непривычно оказаться здесь после шумной быстрой магистрали, где модные поезда гоняют под сотку и высаживают пассажиров на красивых удобных платформах. А здесь всё по-неформальному, всё по-простому. Впрочем, таких диких местностей как в СНГ, в Португалии вы все равно не встретите. Даже такая глубинка будет обжита и обустроена дорогами. Линия Вога была построена в начале 20 века. Движение от Эспинью до Оливейры было открыто в 1908 году, а остальная часть пути была достроена в 1913. Также существовала ветка от Сернады до городка Вишеу, но её закрыли и разобрали ещё в 70-е годы. Местами мы можем встречать и памятные таблички. Станция Агведа. Здесь происходит скрещение со встречным поездом. Узкая колея при строительстве была выбрана из-за сложного рельефа, по которому должна была петлять линия. Большинство станций было построено по типовому проекту, хотя сейчас они стали, можно сказать, памятниками архитектуры. Всего на каждом из участков ходит 5−6 поездов в сутки. Интервал — 2,5−3 часа. Время в пути — около часа и 15 минут и там и там. Предпоследняя станция Macinhata do Vouga. Решил тут выйти и прогуляться до конечной станции. И не пожалел ни разу! Во-первых, тут был обнаружен исторический паровоз. А, во-вторых, железнодорожный музей, посвящённый линии Вога! Вот да, полноценный музей на промежуточном полузаброшенном полустанке! Там, где меньше всего ожидаешь его встретить! Я был в полном восторге. Старые расписания Спидометр И даже реальные транспортные средства тут сохранились! В общем, если поедете по этой линии, обязательно спланируете остановку в Масиньяте, чтобы музей посетить. Тем временем, пока я смотрел музей, поезд успел съездить до конечной станции и вернуться назад. Я же выпил кофейку в забегаловке с типичным СНГ-шным интерьером, и пошёл 4 километра до конечной пешком. А красиво тут, здесь, что ни говори! Ж.д. переезд с полноценным шлагбаумом. Сельская Португалия хороша и умиротворённа. 1-й км Поймал идущий обратно поезд, попытавшись сделать кадр среди этого провинциального антуража. Природа При подъезде к конечной станции Сернада-ду-Вога, железная дорога выходит на мост. Самое уникальное, что это мост этот совмещённый железнодорожно-автомобильный. Вот так едешь ты себе по мосту на своём джипе, а тут тебе бац — и поезд навстречу! И ты такой в шоке: «аааа, чего делать!!!». Ну поезд проползает мост совсем неспеша. Вот онаи деревушка Сернада. Ну совсем крошечная. Станция Сернада-ду-Вога. Дальше поезд не идёт, просьба освободить вагон. Здание станции. На которой так по-домашнему сушится бельё. Здесь же расположено депо Стрелки Водонапорная башня Заправка для дизель-поезда Подготовка дизеля к отправке Стрелка Местные собаки Проводники и пассажиры Часы здесь на вечном приколе. Пассажиры и кондуктора погрузились в дизель, и от, погудев, и подымив, отправился обратно в Авейру. А мы, тем временем, садимся в Такси! Пора ехать в Оливейру. Вот, считайте, что это такой поезд! При посадке вдруг меня переклинило насчёт того, вдруг это реальное такси и тут таксишные тарифы. И я на всякий случай спросил: — А сколько стоит проезд? — Так, вы докуда едете? До Оливейры? — Да, до Оливейры. — Сейчас, секунду… С вас 2 евро 80 сентаво. — О, ну отлично. — А стоп! Вы едете в Оливейру, или дальше собираетесь ехать на поезде? — Ну вообще дальше, в Эспинью. — Тогда ничего не надо платить. Там на месте возьмёте билет. Вот это вышел классный поворот. Такси отправилось в путь по всем станциям, указанным в расписании поезда. Поскольку станции эти были нанизаны на железную дорогу, а не на автомобильную, то маршрут вышел довольно путанным. Мы неоднократно съезжали с трассы, заезжали в деревни и подъезжали к станции. Где водитель ждал положенные 2−3 минуты и ехал дальше. Всё, чтобы ощутить будто это обычный поезд. В итоге, я оказался единственным пассажиром на всём протяжении пути. Никто больше не сел ни на одной из станций. Стало понятно, почему на этом участке отменили поезда. Ведь если бы не я, у этого такси был бы вообще нулевой пассажиропоток! Станция с подъехавшим «поездом» Трасса, конечно, не столь атмосферна, сколь узкоколейка. Но зато это позволяет ощутить их взаимный контраст. Станция Альбергария-а-Нова Тлен заброшенных станций… Такое знакомое ощущение. И уходящие вдаль узкие проржавевшие пути. По которым никто уже никогда не поедет. Это Европа, сынок! Ещё одна станция. Пинейру-да-Бемпошта Переезжаем на машине переезд, но не с той стороны, с которой должны. «Осень» на Фигейреду. И вот мы въезжаем в город Оливейра. Вот оно, отличие нашей глубинки от «ихней». Среди узкоколейной безмятежности регулярно попадаются вполне себе оживлённые многоэтажные кварталы. Приезжаем на станцию Оливейра. Отсюда начинается вторая часть железнодорожного маршрута. Прощаюсь с «машинистом», желаю ему счастливого пути. Здесь есть спальный домик. И мемориальная табличка, посвящённая 100-летию линии. Всего через 15 минут поезд отправился в цивилизацию. Поехали! Покосившиеся заколоченные исторические вокзальчики… Где мы? Опять не сказать, чтобы везде совсем глушь. Сан-Жуан-ду-Мадейра Станция Вила-да-Фейра. Здесь у нас скрещение со встречным поездом. Появляющегося внезапно из-за скрытого осенними деревьями поворота. Увидеть одновременно 2 поезда на Воге доводится не так часто. Риу-Меан Пасуш-де-Брандан. Постепенно вечереет. И уже в сумерках мы прибываем на конечную станцию Эспинью-Вога. Грязь, разбитые рельсы, раскаляканный граффити вагон. Точно ли мы в Европе, а не в какой-нибудь Африке? В отличие от Авейру, здешняя станция не совпадает с основной станцией, где ходят широколейные поезда, а отстоит от неё на 400 м. Там большие скорости, электрическая тяга и современные поезда. А тут всё по-простому — старые рельсы и вагоны, низкие платформы, маленькие скорости. Так что вот такая уникальная линия сохранилась на задворках Западной Европы. Что с ней будет дальше — неизвестно. Может быть — закроют, может быть — перешьют на широкую колею. Как видим, значительный кусок линии уже был не так давно переведён. даже не на автобус, а на такси! В любом случае Вога вполне может потерять своё обаяние. Но пока оно есть. Пока можно насладиться альтернативной «домашней» Европой. Узкоколейкой, так напоминающей родные узкоколейки. Я, во всяком случае, получил большое удовольствие, проехав по всей линии. И огромное спасибо Саше Малянову (malianov), который мне вовремя указал на эту узкоколейку как раз когда я приехал в Португалию. Так бы, может, я и не догадался бы на неё поехать.

Особенности западноевропейских узкоколеек на конкретном примере
© Ридус