Войти в почту

Тверские деревяшечки: фото заброшенные древних храмов

Сколько на Руси заброшенных храмов не знает точно, думаю, никто. Большинство из них — скучные кирпичные руины без сохранившихся росписей, а, зачастую, и без куполов. Отдельной статьей в этом списке идут деревянные церкви. И если кирпичные стены могут стоять пятьдесят-восемьдесят лет без ухода, то век деревяшечек, как любовно называет их mvazhina, недолог. Пожары, гниль, звери, люди, все это сокращает время жизни заброшенной деревянной церкви до ничтожных десяти-пятнадцати лет. Поэтому откладывать их посещение не стоит — через год может быть просто некуда ехать. Сегодня небольшой рассказ о двух тверских деревяшечках и небольшой бонус. Деревня Скирки находится всего в 20 километрах от Максатихи, но ощущение такое, что цивилизации нет на несколько сот километров вокруг. Пыль, высохший борщевик и призраки деревень. Церковь стоит на кладбище за каменной оградой. Территория довольно большая, да и церковь огромная. Когда-то тут был большой приход. 15 окрестных деревень, более трех тысяч человек, в основном, карелы. Кладбище сильно заросло и летом церкви скорей всего вообще не видно. Да и без листьев сфотографировать здание целиком та еще задача. Привет из 1976 года. Католическое Рождество. Практически все, кто служил в церкви или был старостой, в 1937 году арестованы и сосланы на десять лет либо расстреляны. Сейчас много вспоминают Иосифа Виссарионовича. Давайте вспоминать все факты, а не только стройки века. В 1989 все осужденные были реабилитированы, но кому от этого легче? При входе висит объявление о какой-то весенней службе, судя по состоянию листка, прошлогодней. Церковь закрыта, через окна я не полез. Видел фото 2011 или 2012 года, тогда можно было попасть внутрь. Штукатурки там нет и не было, роспись была по натянутым холстам. Конечно, мало что сохранилось уже тогда. Можно подняться на колокольню. Все загажено птицами, хлам и тлен. Весло им. Апостола Андрея. Ну или девушка какая потеряла. С чердака можно посмотреть через дырку в потолке на разруху сверху. Но опасно. В той же Тверской области, только немного севернее, на берегу Мологи есть село Пестово. Или, чтобы не путать с городом, Русское Пестово. Красивые места, полноводная река, дикие леса. Красотища! Тут стоит еще одна большая деревянная церковь Сергия Радонежского. На автомобилях туристы заезжают редко, а вот тем, кто сплавляется по реке это место отлично известно. Состояние этой церкви чуть хуже первой. Крыша в трапезной местами провалилась, лестница на колокольню подгнила. Впечатлили пролеты. Ожидаемого вида нет. Со всех сторон выросли деревья. Можно попасть внутрь, дверь прикрыта, но не заперта. Богатство росписи напоминает музейный размах храма Михаила Архангела в Ярославской области. В приходе было несколько деревень, почти двести дворов и полторы тысячи человек. Эта церковь 1881 года постройки, а до революции рядом стояла еще одна деревянная Николаевская церковь 1605 года. Но ее разобрали еще сто лет назад. Церковь является уникальным памятником архитектуры, подлежит охране и восстановлению и т. д. Подобный канцелярит можно найти практически к любой церкви. По факту же никому кроме жителей сел они не нужны. До 2011 года реставрацией этой церкви занимался один из местных, но после его смерти все работы встали. Насколько я знаю, священник из Алексейково (я упоминал про ту церковь и усадьбу Лодыгиных вот тут) заинтересовался храмом и периодически приезжает в деревню. Может быть найдутся деньги и силы и работы возобновятся, хотя верится с трудом. Краски от времени выцветают и красные пигменты становятся трупно-синими. Ангелы-клоуны это еще ладно. В какой-то церкви я видел святых с черепами вместо лиц. Упоминаемый мной ранее храм Архангела Михаила так и умер не дождавшись никакого внимания. Посмотрите, какой был двухэтажный красавец. Деревня жива, даже ставят новые дома. Тут и дорога особо не важна, есть река. Уже на выезде остановился возле местных, как раз тащили лаги на крышу нового сруба. — Красивая у вас церковь! — Да, была еще краше… — Восстанавливаете? — Да раньше восстанавливали, а потом чего-то нет. Не успели. Церковь уже списана. Обидно. Обещанный бонус — церковь в Сопинах. Это уже Новгородская область, Валдайская возвышенность. Но нехай тут будет. По преданию, хотя местные жители говорят, что брехня это все, деньги на церковь дал Александр Васильевич Суворов во время своей последней ссылки в Кончанско-Суворовском. Вроде как крестьяне двух деревень не могли поделить имеющуюся тут церковь и чтоб раз и навсегда решить этот вопрос полководец с барского плеча ассигновал на строительство. Правы ли экскурсоводы либо местные знатоки истории, Суворов церкви не увидел. Отсюда он ушел на свою последнюю войну и вернулся умирать не в имение, а в Петербург. Церковь закрыли в 1935 году и что в ней было в советское время я не знаю. С колокольни виден Богородице-Рождественский храм. Он на 50 лет младше кирпичной церкви и вот вам реальная разница в сохранности — выглядит намного старше. Причем, до недавнего времени в деревянном корпусе был спортзал сопинской школы, т. е. здание худо-бедно обслуживалось. Автопортрет. На заднем плане какой-то дом, похожий на усадебный, но я забыл узнать, что это. Простите, Александр Васильевич, мы всё… Церковь вроде как восстанавливается. Окна закрыты поликарбонатом, вместо купола над колокольней натянут винил, поставили крест. Видно, что денег не хватает даже на косметические работы. Я видел много заброшенных церквей и видел всего несколько, у которых есть шанс на восстановление. Восстанавливают либо сами жители, как в селе Каймары в Татарстане, либо основным двигателем восстановления является священник, как отец Сергий в Семендяево. Вот бы каждой деревне по своему отцу Сергию…

Тверские деревяшечки: фото заброшенные древних храмов
© Ридус