Войти в почту

Надежда Ризаева: «Я буквально сияла после каждого съемочного дня»

По данным 2017 года Роструда, в России 73% выпускников высших учебных заведений работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. В связи с этим и появилась рубрика: «Куда идем после института?». Сегодня нашей героиней стала выпускница 2018 года факультета журналистики Уральского Федерального университета Надежда Ризаева. Почему ты решила поступить на журналистику? Решение поступать на журфак пришло ко мне ещё в 10 лет. Как многие дети в этом возрасте, на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» — отвечала каждый раз разное: бухгалтер, парикмахер, актриса. Так продолжалось ровно до того момента, пока мой дедушка не сказал: «Надя, а будь журналистом!» «Кто такие журналисты?» — тут же спросила я. «Вот, смотри, в телевизоре передают новости». Этот нехитрый диалог стал вершителем моей профессиональной судьбы, я благодарна дедушке, что я выбрала именно этот путь. Я рада, что это не осталось только моей мечтой, детским желанием, а с каждым годом я хотела стать журналистом всё больше. В средней школе не было возможности реализовать свой потенциал полностью, но какие-то пробы в создании школьной газеты, даже телевидения были. В десятом классе я переехала в другой город и наконец-то смогла заняться журналистикой более серьёзно. Стала участником молодежного информагенства «МИА-Пресс», где мы с такими же школьниками, как и я, выпускали областную газету «Твоя и моя», посещали разные лекции, встречались с журналистами, кстати, выпускница школы «МИА-Пресс» -Юлия Асямолова, которая теперь Швыдченко и работает на «Вести-Урал». Затем параллельно начала заниматься в ДЮЦе (Детско-юношеский центр), в МИА «Новый взгляд». Там я попробовала себя на радио и телевидении и мне безумно понравилось. Участвовала в журналистских фестивалях, конкурсах и даже выигрывала. Но главное, я поняла, что эта деятельность приносит мне удовольствие, мотивируют на развитие. Поступала в 4 вуза, поступила везде, кое-где даже на бюджет, но решила, что лучшим выбором будет Уральский федеральный. Где ты проходила практику? Каковы твои впечатления от нее? Первая моя практика была пройдена в течение года в информационной службе студенческих отрядов Уральского Федерального. Сайт, группа, пробы создания телевизионных сюжетов. Вторая практика была самой яркой и насыщенной. В период зачетной недели и сессии я постигала тонкости телевизионного искусства с Медиа-группой «Финансист», а в августе стала частью райского места – телеканала «Орлёнок-тв» (Краснодарский край). Третью практику проходила там же. В «Финансисте» я училась писать подводки ведущих и тексты, ездила на съёмки, была героиней сюжетов, знакомилась и пробовалась в разных профессиях: продюсер, сценарист, режиссер, редактор. Я буквально сияла после каждого съёмочного дня, но написание текстов меня угнетало, признаюсь. На «Орленке-тв» случилось то, о чём так много мечтают начинающие журналисты – мой материал вышел в эфир. Радости не было предела, твоя идея, тщательно просмотренный каждый кадр, твой текст, твой голос. А такие сюжеты выходили каждый эфир, пока я находилась там. Именно благодаря «Орлёнку-тв» я узнала, что такое работать со звёздами большой величины – Иосифом Кобзоном, Бедросом Киркоровым, Олегом Газмановым и многими другими. Невероятно насыщенный месяц, после которого я ощущала себя наполненной знаниями и опытом больше, чем за годы в университете. Тогда я поняла, что вот это – мое. Несмотря на трудности, высокую занятость, усталость, я по-настоящему была счастлива, что я – корреспондент телевизионного канала. Мне повезло с кураторами на каналах, за их доброту, старания и искреннее желание вложить в меня что-то важное, буду благодарить их, наверное, вечно. С «Финансистом» периодически работаю до сих пор, а на «Орленке-тв» говорят, что всегда ждут. Надя, чего по твоему мнению не хватает в современном образовании? Или тебя все устраивает? Современное образование — это то, что меня очень огорчает. На данный момент большая часть информации предполагает самостоятельное изучение. На мой взгляд, это умаляет ценность высшего университетского образования, ведь с таким усилием мы можем окончить дистанционные курсы, которых сейчас очень много, получить сертификаты или подобие дипломов какого-нибудь престижного вуза, а работодатель будет ценить «корочки» одинаково. Сейчас университеты чаще способствуют социализации, чем образованию. Чтобы избежать возмущенных возгласов, замечу, я не говорю, что в вузах ничему не учат и идти туда не стоит, я сама трепетно отношусь к учебе и качественно подхожу к выполнению заданий, но учат недостаточно, по моему мнению, приходится добывать слишком много информации самостоятельно. Это демотивирует студентов. Сейчас все вузы стремятся перейти на какую-то новую систему, идти в ногу со временем, но в этой суматохе совсем забыли, что всё это делается для реальных людей, которые должны уяснить какую-то информацию, которые должны уметь применять её, сохранить и пронести сквозь годы. Мой курс оказалась экспериментальным: нам сокращали программы, вводили рейтинги учебной деятельности, модульные системы, предметы по выбору, порою, выполнение объемного домашнего проекта занимало больше времени, чем часы лекций, мы делали принципиально новые вещи, которых ещё никто не создавал на нашем факультете. Делали, даже очень хорошо, но при этом в момент создания не было определенности, мы не знали, в каком направлении двигаемся. Новые программы – это здорово. Я за современность. Но программы должны быть чётко спланированы, а студенты и преподаватели готовы к этому. Как мне известно, ты уже успешно защитила диплом. Волновалась ли ты? На самом деле, столько мыслей было передумано, столько эмоций пережито, что я даже не знаю, чувствовала ли я тогда волнение (может, быть, это паника?) или настолько устала, что просто хотелось сделать этот последний рывок и стать счастливым обладателем диплома. Перед самой защитой, когда трейлер программы (часть моей дипломной работы) был смонтирован, защитное слово написано и презентация подготовлена, волнения не было абсолютно. Я была полностью уверена за свою работу и настрой был самый боевой. Старания, креативный подход, желание сыграть положительную роль в развитии современной журналистики были оценены по достоинству. Какие планы после выпуска? Будешь работать по профессии? Дипломный период дается не очень просто, поэтому хочется немного отдохнуть. Работать по профессии определённо буду, не обещаю, что это станет делом всей жизни, но какого-то периода точно. Уже есть варианты трудоустройства, но время позволяет находиться в поиске более интересной работы. Очень хочу, чтобы журналистика приносила мне такое же удовольствие, как и в школьные годы. Ведь залог успеха в любой деятельности – любить своё дело. Желаю всем студентам понимать, ради чего они получают свой диплом, успевать за студенческое время попробовать себя в разных сферах, чтобы после выпуска в голове была структурированная картинка действий. Фото: личный архив Надежды.

Надежда Ризаева: «Я буквально сияла после каждого съемочного дня»
© Уральский меридиан