В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

«Без казаков Россия никогда не выиграла бы свои войны»

Старочеркасск/Ростов. Мечта всей жизни Михаила Солдатенко почти готова, стоит на лугу на берегу большой реки.
«Без казаков Россия никогда не выиграла бы свои войны»
Фото: ИноСМИИноСМИ
Место называется «Монастырская деревня», хотя здесь уже давно нет ни монастыря, ни деревни. Сейчас на их месте белая часовня. Ее надо штукатурить и красить внутри, но уже собрано много икон, и часовня даже используется для отпевания умерших.
Мы находимся в нескольких километрах от старой казачьей столицы, Старочеркасска, недалеко от крупного города Ростова на юге . Были собраны деньги, и на том месте, где когда-то была казачья деревня, возведена маленькая часовня. В 1644 году деревню уничтожили турки, но у местных донских казаков хорошая историческая память.
«Мы христиане, поклоняемся только кресту, а не большим памятникам», — говорит Михаил Солдатенко, который работает над проектом с 2000 года и сейчас улыбается во весь свой золотозубый рот.
Памятник, который он имеет в виду, стоит прямо рядом с часовней и относится к советским временам. Он поставлен в честь красноармейцев, которые обеспечили контроль над этим регионом. Но это не было передачей власти, о которой местные казаки вспоминали бы с удовольствием.
«В советское время казаки подверглись геноциду. Советская власть уничтожила три миллиона казаков», — говорит Александр Боровлев, молодой казак.
То, откуда точно произошли казаки, и то, сколько же их было убито в первые десятилетия XX века, является предметом дискуссий.
Представители народа, который жил в степях у Черного и Каспийского морей, были отличными наездниками и образовывали вольные сообщества. Своих руководителей, так называемых атаманов, они сами выбирали на определенный срок на сходах на площади в Старочеркасске.
Начиная с 17-го века и далее формировалось казачье войско, лояльное по отношению к царю.
Русские казаки, 1880-1900 гг.
«Россия многим обязана казакам. Без нас они не победили бы в своих войнах», — говорит , художник и активист местного казачьего движения.
Он указывает на то, что казаки были на острие экспансии Российской империи и на юг, и на восток.
«Именно казаки, а не русские покорили Сибирь», — говорит Денис Евстигнеев.
Заманили в ловушку
В не стоит удивляться, встречая людей в традиционных казачьих шапках и одеянии. Многие ощущают свою связь с казачеством, и не облачаясь в его традиционные одежды.
Сегодня в Ростове, по оценкам Александра Боровлева, около 300 тысяч человек с казачьими корнями, примерно столько же в соседнем регионе — Краснодарском.
И в культурном, и в политическом плане казаки подвергались жестоким гонениям в советское время, хотя часть из них во время Гражданской войны в России сражалась на стороне коммунистов.
«Когда поняли, что ни на красных, ни на белых (сторонников царя — прим. JP) полагаться нельзя, было уже поздно», — говорит Александр Боровлев.
Казачество пережило мощный расцвет в конце 1980-х годов в связи с либерализацией в СССР при . С тех пор казаки организовали объединения и полки во многих российских регионах.
Казаки организовали, в том числе, подразделения, входящие в различные вооруженные формирования в России, например, Национальную гвардию.
Казаки также воевали в и участвовали в необъявленной войне России в Восточной Украине, которая граничит с Ростовской областью.
Впрочем, группа молодых казаков, которая водит корреспондентов «Юландс Постен» (Jyllands-Posten) по Старочеркасску, скептически относится к роли казаков как помощников российской армии и полиции.
«Поколение наших предков заманили в ловушку», — считает Александр Боровлев, ссылаясь на роль казачьих подразделений как части полиции и военного аппарата.
Казаки
На службе царю
Казаки — этническая группа, которая на протяжении нескольких веков проживает в степях, в частности, у Черного моря.
Казак по-турецки означает «свободный человек», на окраине российского государства казаки обладали определенной формой самоуправления.
С 17-го века казаки служили царю, был сформирован целый ряд весьма боеспособных казачьих подразделений.
Некоторые из наиболее известных бунтовщиков против , такие, как Стенька Разин и Емельян Пугачев — из казаков.
При коммунизме казаков подавляли, но с 1980-х годов их культура переживает расцвет.
Источники: Britannica. com, JP
Исторически отношения между казаками, которые высоко ценят самоуправление, и меняющимися власть имущими в Москве были несколько напряженными, подчеркивает Александр Боровлев.
«Казаки не хотели подчиняться Москве. Они были свободными людьми, а Москва смотрела на вещи несколько иначе».
Казаки с нагайками
Во время матчей на Чемпионате мира некоторым казакам в Ростове предстоит сыграть роль «резервной полиции». Здесь они, в частности, будут патрулировать территорию вокруг аэропорта, фан-зоны и нового городского стадиона, «Ростов Арены».
На демонстрациях против президента в Москве в мае активисты подверглись нападению людей в казачьей форме с нагайками, но такое поведение не характерно для казака, считает Александр Боровлев.
«Это люди, про которых никто не знает, кто они такие. Они наряжаются и нападают на гражданских. Мы с ними ничего общего не имеем», — говорит он.
Бойцы национально-освободительного движения во время столкновений с митингующими во время акции протеста в Москве
Молодое поколение обращает больше внимания на религию и культуру, нежели на более громкие национальные и политические элементы в традициях казаков.
У Александра Боровлева — маленькая фирма, которая шьет казачью одежду. Он надеется найти выход на международный рынок, к тем казачьим сообществам, которые есть в других странах, в частности, , и , но самое главное для него — поддерживать и развивать местную культуру.
«Молодежь сильно отдалилась от традиций. И мы очень хотим это изменить», — говорит он.