Войти в почту

В губдуме обсудили новые подходы к развитию мер социальной поддержки населения

Открывая заседание, первый зампредседателя думы Екатерина Кузьмичева отметила, что в октябре прошлого года глава региона Дмитрий Азаров поставил задачу решать вопрос о мерах социальной поддержки системно и комплексно. "Люди должны понимать какие есть меры социальной поддержки и какие категории граждан, — говорит Кузьмичева. — Мы стремимся объединить все меры поддержки в определенную концепцию. Нужно упростить взаимоотношения нуждающихся в ней людей с властью". Врио министра социально-демографической и семейной политики Самарской области Марина Антимонова сообщила, что жители губернии получают 130 различных выплат, с каждым годом их число увеличивается. Соответственно увеличиваются расходы, например, в 2018 г. на эти цели запланировано 18,4 млрд рублей. Здесь преобладают средства областного бюджета, который предоставляет гражданам 63 соцвыплаты. При этом 24 меры соцподдержки, как и практически все новые меры последних лет, разрабатываются и предоставляются с учетом критерия нуждаемости. Например, в 2013 г. в соответствии с указом президента РФ так была введена ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) на третьего и последующих детей, в 2015 г. с учетом критерия нуждаемости была переведена ЕДВ на проезд, а в 2017 г. на этот критерий была переведена ЕДВ ветеранам труда, труженикам тыла и другим категориям граждан. В 2018 г. в соответствии с указом президента России ЕДВ в связи с рождением первого ребенка также назначается с учетом критерием нуждаемости. "Главная задача социальной поддержки — борьба с бедностью, выведение человека или семьи из трудной жизненной ситуации, — поясняет врио министра. — Нет смысла платить всем по чуть-чуть, нужно дать побольше тому, кто без этой помощи не выживет". На заседании рабочей группы обсуждали меры соцподдержки, которые регулируются законами Самарской области и реализуются за счет областного бюджета. В проекте концепции выделено четыре группы мер. Стимулирующие выплаты — сейчас их 15, из них 11 без учета критерия нуждаемости. Они назначаются на определенный период для выполнения четко определенных задач. Выплаты устанавливаются с учетом нуждаемости или без — в соответствии с категориальным подходом, например, для многодетных семей. Размер выплаты должен быть значимым для гражданина или для семьи, например, равный прожиточному минимуму. Поощрительные выплаты — сейчас их 19, из них 10 — без учета критерия нуждаемости. Выплаты устанавливаются за особые заслуги в различных сферах деятельности, например, для ветеранов труда или заслуженных людей области. Они могут быть единовременными или на определенный срок. "На наш взгляд, со временем должно уменьшится количество бессрочных выплат, — говорит Антимонова. — Эксперты считают, что должны быть очень четкие и значимые основания для присвоения данных званий и нужен переходный период на более строгие критерии". Компенсационные выплаты — сейчас их 19, все без учета критерия нуждаемости, но там есть четкий статус получателя — принадлежность к определенной группе. Например, люди получают их за участие в ликвидации техногенных катастроф и т. д. "К компенсационным выплатам мы отнесли и компенсацию за ЖКУ, и компенсацию за утрату здоровья, но это на обсуждение экспертов, — поясняет врио министра. — Право на выплату появляется в связи с установлением чрезвычайных обстоятельств, в связи со смертью и т. д. В ее основе лежит принцип компенсации затрат или ущерба. Выплаты могут устанавливаться на определенный срок или с учетом критерия нуждаемости, в твердом размере или в процентном отношении от стоимости натурального обеспечения или понесенных затрат". Социальные выплаты — сейчас их 10 и все устанавливаются с учетом нуждаемости. Чаще всего назначаются семьям с детьми, беременным женщинам и пенсионерам, которые не имеют никаких других мер соцподдержки. "Цель этих выплат — обеспечить выход граждан из состояния бедности или из трудной жизненной ситуации, — уточняет Антимонова. — Но они не должны провоцировать иждивенчество. Поэтому мы просим предоставить, например, справку о том, что человек состоит на учете в службе занятости и пытается трудоустроиться". Выплата позволит поддержать минимальный уровень потребления в период социальной адаптации, но сохранит привлекательность занятости. Установление величины таких выплат должно базироваться на принципе разумной достаточности. "Сегодня наша задача — рассмотреть все меры соцподдержки и сгруппировать их, — подвела итог врио министра. — И исходя из того, к какой группе мы отнесем получателя, надо сформулировать основные принципы, которые в них будут работать. А следующий этап — разнести эти меры соцподдержки по этим группам". Председатель комитета губдумы по здравоохранению, демографии и социальной политике Марина Сидухина сообщила, что при комитете создана общественная комиссия, на которой регулярно обсуждаются различные варианты концепции мер соцподдержки. "Существует большое количество мер соцподдержки и категорий льготополучателей, — говорит Сидухина. — На первом заседании рабочей группы под председательством Дмитрия Игоревича Азарова было принято решение проработать понятие "социальный стандарт". Хочу напомнить, что по многим льготам региональный законодатель ограничен федеральным законодательством, в частности, по компенсации оплаты за ЖКУ. Есть позиции высших судов, утверждающих, что уровень предоставляемых социальных льгот нельзя уменьшать. Есть риски обжалования всех изменений, и есть необходимость установления в законах так называемых переходных периодов. При этом новые подходы новых законов должны распространятся только на новых получателей". Депутат предложила максимально объективно разработать критерии социального стандарта. "Считаем, что критерий доходности, привязанный к прожиточному минимуму, который в свою очередь привязан к потребительской корзине, не подходит, — замечает она. — А на федеральном уровне идет дискуссия об отмене понятия потребительской корзины. Поэтому мы предлагаем разработать социальный портрет разных групп людей. И помимо дохода внести туда показатели качества жизни — получение образования, наличие жилья, работы, автомобиля и т. д. Мы предлагаем социальные стандарты объединить и формализовать в так называемый Социальный кодекс. Мы посмотрели опыт других регионов — такие кодексы есть в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Волгоградской и Ярославской областях". Марина Антимонова согласилась с тем, что категории, применяемые в концепции, можно будет формировать из групп, прописанных в Социальном кодексе. Члены рабочей группы в целом положительно оценили новые подходы к развитию мер социальной поддержки. Например, доцент кафедры региональной экономики, государственного и муниципального регулирования СГЭУ Ольга Семенчук отметила усилия минсоцдемографии, которое в сложной ситуации разрабатывает серьезные аналитические документы. И напомнила, что объектом социальной политики всегда остается семья, поэтому многие льготы должны начинаться с ее совокупного дохода. Зампредседателя региональной Общественной палаты Павел Покровский добавил, что у общественников есть конкретные наработки по социальному портрету различных групп жителей Самарской области, и пообещал активное участие в разработке концепции. Подводя итоги обсуждения, Екатерина Кузьмичева отметила, что все выступающие должны направить в рабочую свои предложения. "Каждый из вас получит все материалы заседания и сможет поработать над предложениями по наполнению этих групп конкретным содержанием, — добавляет она. — И на следующем заседании мы сможем обсудить интеграцию социального стандарта в предложенную концепцию".