Войти в почту

Ответные меры России на санкции. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 июня 2018 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как Россия отвечала на зарубежные санкции после 2014 года. Предыстория, черные списки В марте 2014 года в связи с ситуаций на Украине ЕС и другие страны, включая США, Канаду, Австралию, Японию, Швейцарию, Новую Зеландию, Исландию начали вводить санкции в отношении России. В частности, появились санкционные списки российских физических и юридических лиц. Ограничительные меры предусматривали запрет на въезд, заморозку счетов. Помимо этого, были введены так называемые секторальные санкции: активы подпавших под них компаний не замораживались, однако налагались ограничения на средне- и долгосрочное кредитование. Весной - летом 2014 года Россия создала аналогичные списки лиц, которым въезд в страну был объявлен нежелательным. 20 марта МИД РФ опубликовал список, в который вошли девять граждан США, 24 марта - список из 13 официальных лиц Канады, 22 августа был сформирован список японских граждан. 31 мая 2015 года ряд иностранных СМИ сообщили, что российская сторона передала миссии Евросоюза в Москве перечень официальных лиц, которым запрещен въезд на территорию РФ. Российский МИД не стал обнародовать список, однако, по некоторым данным, в него вошли 89 европейских политиков - представители 17 из 28 стран - членов ЕС. Среди тех, кому запрещен въезд в Россию, 28 бывших и действующих депутатов Европарламента, 26 политиков (в том числе бывшие вице-премьер и министр обороны Великобритании Ник Клегг и Эндрю Роботан, экс-президент Литвы Витаутас Ландсбергис и экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс), 15 военных и сотрудников силовых ведомств (среди них - военный представитель Польши в НАТО Анджей Фалковский, командующий Союзом обороны Эстонии Меэлис Кийли, глава британской контрразведки MI5 Эндрю Паркер). По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, таким образом Москва "ответила взаимностью на односторонний, недружественный и ничем не спровоцированный шаг" - введение Евросоюзом санкций в отношении граждан РФ. "Ответные санкции касались деятелей, которые активнейшим образом поддерживали госпереворот на Украине, в результате которого русские на Украине стали подвергаться гонениям и дискриминации", пояснил глава российского МИД. Специальные экономические меры 6 августа 2014 года Владимир Путин подписал указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". На следующий день на основании документа правительство России ввело запрет на импорт из США, Евросоюза, Норвегии, Австралии и Канады мяса крупного рогатого скота, свинины, мяса и субпродуктов домашней птицы, соленого, сушеного и копченого мяса; рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных; молока и молочной продукции; овощей, съедобных корнеплодов и клубнеплодов; фруктов и орехов; колбасы; а также молокосодержащей продукции на основе растительных жиров. 20 августа 2014 года и 22 июня 2015 года список корректировался: из него исключили специализированную безлактозную молочную продукцию, мальков лосося и форели, молоди устриц и мидий. Сделано это было из-за невозможности быстро наладить их импортозамещение. По данным официального сайта Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2013 году Россия импортировала такой продукции из вышеперечисленных стран на сумму около $8,35 млрд, что составляет около 2,5% от общего объема импорта ($317,8 млрд). С осени 2014 года ряд производителей сельхозпродукции, прежде всего из ЕС, заявили о крупных убытках. По оценке Еврокомиссии, российское эмбарго затронуло 4,2% всего экспорта 28 стран ЕС на общую сумму €5 млрд. Власти ЕС вынуждены были оказывать помощь аграриям, пострадавшим от российского эмбарго, ее общая сумма в сентябре 2014 года оценивалась в €164 млн. После того как 22 июня 2015 года страны ЕС продлили санкции в отношении России, 24 июня Владимир Путин подписал указ, согласно которому действие эмбарго было продлено еще на год. Впоследствии оно продлевалось дважды, в последний раз - 30 июня 2017 года - до конца 2018 года. По данным ФТС, доля подпавшей под ограничения продукции составила 2,8% ($4 млрд) от общего объема импорта в РФ в первых двух кварталах 2014 года ($142,4 млрд). Таким образом, в годовом исчислении подпавшие под ответные санкции страны-импортеры могли потерять до $8 млрд. 13 августа 2015 года правительство РФ добавило в список стран, в отношении которых вводится запрет на ввоз в Россию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Албанию, Черногорию, Исландию, Лихтенштейн и Украину (против нее санкции начали действовать с 1 января 2016 года). Эти государства ранее присоединились к европейским санкциям против России. В 2014 году они поставили санкционную продукцию на сумму $656,2 млн (5,9% от их общего экспорта в РФ). Против Швейцарии и Японии, присоединившихся к санкционному режиму против России еще в 2014 году, ответных экономических мер не вводилось. По данным Федеральной таможенной службы РФ, общий импорт в Россию из Албании, Черногории, Исландии, Лихтенштейна и Украины составил в 2014 году $11,048 млрд, или 3,8% от общей стоимости импорта ($286,669 млрд). Доля продукции, подпавшей под санкции, при этом составила $656,2 млн, или 5,9%. Список санкционных товаров с августа 2015 года корректировался семь раз. 16 сентября 2015 года из него была исключена пищевая продукция для спортсменов, 1 марта и 22 октября 2016 года снимались запреты на импорт мальков некоторых видов рыб, креветок и мидий. С 27 мая 2016 года разрешено ввозить в Россию мясо птицы, говядину и овощи, которые будут использоваться для производства детского питания. 10 сентября 2016 года под запрет попала соль (столовая и денатурированная), однако поправка от 20 мая 2017 года уточнила, что санкции не распространяются на соль для биологически активных добавок и медицинских изделий. 25 октября 2017 года в список были включены живые свиньи (за исключением чистопородных племенных животных), различные мясные субпродукты, свиной жир и некоторые виды животного масла. Целевое назначение ввозимого товара во всех исключениях должен проверять Минсельхоз РФ или другие профильные ведомства. Закон о контрсанкциях 6 апреля 2018 года США ввели ограничительные меры против ряда российских юридических и физических лиц в рамках закона "О противодействии противникам Америки посредством санкций". В частности, среди них оказался Олег Дерипаска и подконтрольная ему алюминиевая компания "Русал". Министерство финансов США обязало американских инвесторов до 7 мая избавиться от акций и других ценных бумаг попавших под санкции компаний, а до 6 июня аннулировать с ним все контракты. Ограничения были введены и против контрагентов попавших под санкции юрлиц (начнут действовать с октября 2018 года). Данные меры привели к почти к 40%-му падению котировок акций "Русала" (с 34 до 19 рублей) и снижению курса рубля на 15% (с 54 до 64 рублей за доллар). 13 апреля 2018 года спикер Госдумы Вячеслав Володин и главы всех думских фракций внесли на рассмотрение палаты законопроект "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств". Он наделял правительство РФ полномочиями по введению ряда мер экономического и политического характера. Подразумевалось, что правительство получит права по запрету импорта из США и других стран, допустивших недружественные действия, сельскохозяйственной, алкогольной, табачной продукции, лекарственных средств, приостанавливать сотрудничество в области атомной энергетики, авиастроению и космосу, вводить ограничения на закупки госкомпаниями программного обеспечения. 15 мая законопроект был одобрен Госдумой в первом чтении. Ко второму чтению из текста документа было исключено упоминание конкретных отраслей, товаров и услуг, а перечень возможных мер противодействия сокращен с 16 до 6. Также был введен специальный пункт, который не позволяет распространять ответные меры на ввоз жизненно необходимых товаров, аналоги которых не производятся в России. Контрсанкции могут вводиться как в отношении недружественных стран, так и организаций, находящихся под юрисдикцией этих стран, прямо или косвенно подконтрольных таким государствам или аффилированных с ними, должностных лиц и граждан этих стран. Компаниям США или иных недружественных иностранных государств будет запрещено участвовать в контрактах по госзакупкам и в приватизации госимущества. Такой же запрет будет действовать для компаний, прямо или косвенно подконтрольных таким государствам или аффилированных с ними. Принятая в первом чтении редакция законопроекта предусматривала возможность введения ограничений для российских компаний, если иностранцы владеют 25% и более их капитала. Эти компании, в частности, могли лишиться возможности участвовать в государственных и муниципальных закупках и в приватизации. Во втором чтении эта норма из законопроекта исключена. У правительства также останутся полномочия вводить запрет или ограничивать ввоз и вывоз продукции или сырья из США и других недружественных стран. Меры противодействия санкциям не коснутся товаров, которые могут быть ввезены гражданами РФ или иностранными гражданами для личного пользования. Все эти меры, согласно закону, могут вводиться правительством РФ по решению президента России и отменяться таким же путем в случае, если были устранены обстоятельства, послужившие основанием для введения ответных мер. 22 мая 2018 года Госдума приняла закон о контрсанкциях в третьем, окончательном чтении. 30 мая его одобрил Совет Федерации.