Войти в почту

Серьезная литература отвоевывает аудиторию

В эфире телевещания газеты «Вечерняя Москва» состоялся круглый стол, на котором эксперты обсудили, готовы ли сегодня россияне покупать и читать серьезные, классические книги. Мейнстрим и технология массовой литературы То, что люди стали читать намного меньше, замечено давно. Писатель, главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов находит этому много объяснений. — Во-первых, меняется общество, во-вторых, отношение к книге. В-третьих, и сама книга где-то утрачивает свою духовную составляющую, превращаясь в товар, а смысл и суть любого товара — быть проданным. Чтобы распространить товар, прежде всего нужно сделать его массовым, то есть книга должна быть рассчитана на людей разного интеллектуального уровня, разных культур. Для этого уже существуют целые технологии, в совершенстве освоенные такими писателями, как Дэн Браун и Пауло Коэльо. Они работают с целыми командами, бригадами психологов, которые изучают маркетинг и психологию покупателей книг. Их новые произведения выстроены на эмоциональных всплесках читателей. Я совершенно не поклонник Дэна Брауна, но его романы действительно интересны. Председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям, народный артист РФ, председатель московского отделения Союза кинематографистов России Евгений Герасимов не согласился со всем этим. — Интерес к чтению упал, — заметил он. — Но устанавливается и обратная тенденция. Молодежь стала читать. Буквально сегодня я видел в метро ребят с книжками Хемингуэя, Ремарка. И в библиотеках много народа. Писатель, сценарист Анна Берсенева, присоединившаяся к обсуждению, поддержала предыдущего оратора. — Сколько себя помню, слышу разговоры о том, что «сейчас ничего не читают, кроме попсы» или «молодежь наконец-то потянулась к чтению». И то и другое — неправда и структурируется в зависимости от состояния общества. Читают все, что можно. Те люди, которые были способны читать только попсу, просто перестали читать. Никакого ее засилья нет. Читают в основном мейнстрим, как, например, Ремарка. Гости студии советуют читателям «ВМ» Олег Зоберн, «Автобиография Иисуса Христа»; Дмитрий Глуховский, «Текст»; Умберто Эко, «Имя розы»; Дмитрий Быков, «Июнь»; Михаил Шолохов, «Тихий Дон»; Андрей Геласимов, «Нежный возраст»; Джордж Оруэлл, «1984»; Дмитрий Бакин, «Про падение пропадом» ПРЯМАЯ РЕЧЬ Ксения Гурьева, учитель русского языка и литературы школы № 1315, член профсоюза образования города Москвы: — На школьном этапе задача учителя — заинтересовать ребенка, чтобы он полюбил читать, а уже к старшим классам формировать литературный вкус. Я за то, чтобы в начале дети читали все, что им нравится. В последние годы, когда стали выходить киносаги о вампирах, сериалы о Шерлоке Холмсе и других молодежных героях, подростки обратились к литературе. Спустя какое-то время они же пришли к классике. ЕСТЬ МНЕНИЕ Конец романа Колонка обозревателя "ВМ" Александра Лосото Признайтесь, давно ли вы держали в руках большой классический роман? Не спрашиваю про «Войну и мир» - эта великая громадина давно стала символом текста, который, несмотря на все его бесчисленные художественные достоинства, почти невозможно осилить (далее...).

Серьезная литература отвоевывает аудиторию
© Вечерняя Москва