Войти в почту

Самая продаваемая программа в мире

Apple Computer славилась в индустрии как непревзойденная “машинка для раскрутки и продвижения”. Но в случае с AppleWorks для Apple II, эта “машинка” дала “сбой”: несмотря на полное неучастие Apple в судьбе этой программы, она стала бестселлером. Продолжение, начало здесь. Первая половина поверхностного описания AppleWorks для Apple II здесь. Насчет публикации второй половины – я пока не решил. Apple Computer активно приобретала самое дорогое пространство в лучших деловых и компьютерных изданиях, снимала телевизионные ролики и размещала их на популярных телеканалах в самое дорогое время, но за период с 1984 по 1987 год, пока программа продавалась от её имени, ни в одной из реклам компании AppleWorks ни раза не была упомянута. Случаев, когда AppleWorks случайно оказалась на экране компьютера в какой-нибудь рекламе, было четыре. Например, она засветилась на экране Apple IIGS в одной из его реклам. Да, AppleWorks на нем работала, но… Apple IIGS был немного о другом. Ситуация, на первый взгляд, странная: Apple с радостью взяла ApplePie на реализацию, переименовала её в AppleWorks, печатала её легальные копии и комплектовала комплекты, но на публике демонстрировала к ней полное безразличие. Сумасшествие? Были и рациональные причины: во-первых, компанию обвиняли в том, что она чуть ли не глушит независимых разработчиков недостижимо качественными программными продуктами, как рыбу динамитом. Во-вторых, с января 1984 года Apple все свои силы и таланты тратила на продвижение платформы Macintosh, с которой связывала надежды на безумно великое будущее. “Текстовые” компьютеры и программы для них её больше не интересовали. Но и элементы легкого помешательства, как мне кажется, присутствовали. Нечаянный бестселлер К счастью, кроме Apple Computer, дамы со странностями и непомерным самомнением, в США существовало множество независимых компьютерных изданий. В их числе были и издания для тех, кто болен Apple II. Например, inCider. Читается это название “инсайдер”. Собираю про него информацию, для статьи её пока маловато, но… Сказать, что программа вызвала у “яблочных” изданий интерес – это ничего не сказать. В самых больших и популярных компьютерных журналах были разделы, посвященные Apple. Ничего личного – компания была одним из самых больших покупателей рекламы. Обзоры и отзывы о программе сделали её знаменитой. И впечатления знакомых, которые её купили. Пользователи Apple II были огромным, но очень общительным содружеством. Через месяц после начала продаж AppleWorks заняла второе место в ежемесячном списке бестселлеров Softalk, а в списках самых продающихся программ для Apple II заняла первое место, сместив с него прежнего бессменного лидера, программу AppleWrite. От той же самой Apple Computer. Появилась и критика. Кто первым сообщил о возможностях AppleWorks на машинах с 64 килобайтами оперативной памяти, выдав их за её тактико-технические данные, неизвестно, но цитаты из этой публикации разошлись огромными тиражами. Текстовый процессор, который способен работать только с 8 страницами текста, база данных, в которой можно разместить всего 140 записей, и электронная таблица, в которой из 127 х 999 ячеек для хранения данных можно использовать только одну тысячу ячеек. Это максимум возможного для минимальной конфигурации (64 килобайта оперативной памяти), повторяю. То есть не совсем правда. В рекомендуемой конфигурации (128 килобайт оперативной памяти) AppleWorks не то чтобы превосходила обычные для того времени автономные программы, но и не уступала им. 28 страниц (по 52 строки, с одинарным интервалом), 750 записей в базе данных и 6000 ячеек в таблице. Но это интегральная программа, три программы в одной. Еще через месяц AppleWorks заняла топовые позиции во всех списках бестселлеров, став самой продаваемой программой вообще, на всех платформах. Отобрав этот титул у Lotus 1-2-3 для IBM PC. В первые полгода или год Apple продавала по 30-40 тысяч копий AppleWorks в месяц. Для того времени это невероятно много. Затем объемы продаж сократились тысяч до 20 в месяц, но даже эта цифра много лет удерживала программу в верхних строчках хит-парадов. В конце 90-х, помимо операционных систем Copland и Gershwin, в Apple разрабатывалось несколько крайне интересных технологий. Их бета-версии мог скачать с сайта компании любой желающий (кажется, для этого требовался статус подписчика, но он “стоил” пары-другой ответов на дурацкие вопросы, а вообще был бесплатным). QuickDraw GX, QuickTime VR, QuickTime 3D — вот те, которые помню навскидку. Теперь они тоже история. Эти бета-версии по качеству и по уровню проработки деталей ничем не уступали реальным коммерческим продуктам других компаний, но Apple почему-то решила, что “качественное программное обеспечение само продвигает себя”. Не успех ли AppleWorks в этом виноват? Расширения В AppleWorks была предусмотрена возможность встраивания в программу расширений. Для их запуска требовалось одновременно нажать клавишу “Closed Apple” и букву “P”. Загадочное “Закрытое Яблоко” объясняет существование клавиши “Open Apple”, о ней мы уже говорили, но сама по себе не менее загадочна. В документации к программам для Apple II её сокращали до “CA”. Увы, никаких загадок: на клавиатуре Mac’а и Apple IIGS эта клавиша называлась “Option”. В наши дни у неё два имени, “Option” и “Alt”, и даже своя пиктограмма. О расширениях не было написано в технической документации, но Лисснер, через BBS (bulletin board system, что-то вроде чата) общался с пользователями, отвечал на вопросы и раскрывал тайны внутреннего устройства AppleWorks. Народ тут же начал пробовать и набивать шишки – на BBS Лисснера жалобы разбирались, и общими усилиями Руперта и сообщества, находились решения и… баги. При использовании 5,25-дюймовых дискет развернуться расширениям было особенно негде, но ProDOS (новая операционная система Apple II и формат носителей информации) делал возможным использование иных технических устройств – 3,5-дюймовых дискет и жестких дисков, на которых расширениям для AppleWorks (или, как их стали называть, аксессуаров) стало намного вольготнее. Написание расширений превратилось в хобби для сотен людей, на них появился спрос, а в 1985 году на этот новорожденный рынок пришел первый серьезный игрок, компания Pinpoint Publishing. Разработчик программ для Apple II, самая популярная их программа называлась Micro Cookbook. В 1985 году Pinpoint Publishing выпустила набор аксессуаров для AppleWorks. Они могли работать, кроме AppleWorks, с текстовыми процессорами AppleWriter и WordPerfect. В наборе – календарь назначенных встреч, калькулятор, блокнот (вмещавший до 32 строк, сохранявший данные в формате текстового документа), коммуникационный аксессуар (который позволял отправлять текстовые документы через модем и сохранять входящие данные в виде текстового документа), набиратель телефонных номеров и много чего еще. Некоторые аксессуары из этого набора вытворяли невероятное, например GraphMerge, с помощью которого в распечатке в выбранные места текстовых документов вставлялись изображения “высокого качества”, а текст их “обтекал” одним из нескольких способов. В конце 1985 года к набору добавился аксессуар для проверки правописания. Но стать монополистом на юном рынке компании Pinpoint Publishing не удалось. В битву за содержимое кошельков пользователей AppleWorks включались все новые и новые бойцы. Лидером этого рынка стала компания Beagle Bros Software из Сан Диего, Калифорния. В компании за десять с лишним лет её существования работало множество людей и даже, что установлено точно, одна собака (правда, писала ли она софт или занималась деловой перепиской, выяснить не удалось), но никого с именем, фамилией или даже с кличкой Beagle среди них никогда не было. Везде обман. К Beagle Bros мы еще вернемся, в 1987-89 гг. они сделали кое-что очень важное и нужное для AppleWorks. Но это потом. Пока же они выпустили набор аксессуаров для AppleWorks с названием TimeOut. Десятки тысяч очень серьезных компаний, из последних сил пытаясь казаться серьезней и круче, чем они были на самом деле, потерпели поражение. Beagle Bros отлично держалась на плаву, выпустила с полсотни неплохих программных продуктов (для Apple II, Apple IIGS и Mac’а), при этом игнорировала все требования школ бизнеса. В интервью они утверждали, что ко всем своим оригинальным идеям они пришли методом тыка, от нечего делать, ковыряясь в компьютере вместо собственных носов. На стене в их офисе было трое часов, показывавших точное время в Сан Диего, Фресно и в Сиэтле. Набор городов вызывает удивление и улыбку, но самое главное даже не в этом: все эти города расположены в одном часовом поясе. Все эти часы показывали одно и то же время. В ответ на недоумение сотрудники Beagle Bros отвечали, что так и должно быть, и если часы показывают одинаковое время, значит все идет как надо. Все компании, писавшие программное обеспечение для AppleWorks, как если бы это была еще одна компьютерная платформа, я перечислять не буду. Их было много, одни компании появлялись, другие исчезали – был запущен “позитивный цикл”. Чем больше аксессуаров было для AppleWorks, тем охотнее её покупали. Чем больше покупали AppleWorks, тем… Могу не продолжать, правда? Руперт Лисснер Руперт осуществлял техническую поддержку своего детища посредством BBS, в 1985 году под его руководством (хотя он не был сотрудником Apple) были выпущены два бесплатных апгрейда AppleWorks, 1.1 и 1.2, связанных в основном с исправлением багов (большая часть из которых были выявлены при написании аксессуаров) и с добавлением поддержки для “чужой” периферии. Чужой – значит разработанной не в Apple. Я уже писал о том, что Руперт продал версию ApplePie для Apple III компании Haba Systems (которая выпустила её под названием E-Z Pieces) за очень большие деньги (сумма неизвестна). Кроме этого, Apple Computer приобрела у Руперта права на продвижение (!) и продажу AppleWorks для Apple II, с выплатой какого-то процента от стоимости продаж. Неожиданно для себя Руперт стал миллионером. Принимал ли Руперт участие в разработке AppleWorks 1.3, мне неизвестно. Похоже, денег у него, по его собственному мнению, было уже достаточно, а старые увлечения сменило что-то еще. AppleWorks 1.3 вышла в 1986-м. В том же году он куда-то исчез. Дальнейшая судьба Руперта Лисснера неизвестна. В конце 1988 года он изменил имя. Вместо “Руперта” стал “Робертом”. Больше о нем ничего не известно. Надеюсь, с ним все было хорошо. Мой приятель Дон Крэбб вдруг, незадолго до Нового года (лет сто назад), перестал отвечать на письма. Через примерно полгода я узнал, что Крэббу в конце декабря стало плохо, ему диагностировали рак поджелудочной, как у Стива Джобса и Джефа Раскина, и в январе следующего года Дона Крэбба не стало. Имя Руперт мог изменить по тысяче и одной причине, но у меня есть версия. Наверняка она неправильная, но все-таки приведу её. В 1988 году на экраны вышел фильм Dirty Rotten Scoundrels (в российском прокате он назывался “Отпетые мошенники”), в одном из эпизодов которого герой Стива Мартина изображает слабоумного брата другого героя фильма, которого играет Майкл Кейн. Слабоумного брата в фильме зовут Руперт.

Самая продаваемая программа в мире
© Apple Insider