Войти в почту

Новая маршрутная сеть Омска не прошла проверку прокуратуры

В планах мэрии - организовать в этом году новую маршрутную сеть. Согласно проекту, разработанному специалистами Санкт-Петербургского госуниверситета, внедрение новой схемы на 15-17 процентов снизит дублирование маршрутов и нагрузку общественного транспорта на центральные магистрали. А среднестатистический пассажир будут доезжать до своей остановки на пять минут быстрее, чем теперь. Проект обошелся городскому бюджету в 1,95 миллиона рублей. Однако прокурорская проверка выявила серьезные недостатки. - Выяснилось, что работа выполнена с отступлениями от технического задания, - пояснил корреспонденту "РГ" помощник прокурора Омской области Дмитрий Павленко. - Несмотря на то что большую часть маршрутов в Омске обслуживают частные перевозчики, исполнитель исследовал только сеть муниципальных предприятий. В расчетах не было информации о времени ожидания транспорта, времени в пути и других экономических показателей. Прокуратура потребовала устранить эти недоработки. Сегодня городской транспорт испытывает серьезные финансовые проблемы. Дефицитной казне приходится компенсировать разницу между фактической стоимостью проезда (22 рубля) и тарифом, установленным региональной энергетической комиссией (37-41 рубль). Бюджет теряет на этом не менее 800 миллионов рублей в год. Муниципальные пассажирские предприятия не в состоянии самостоятельно покрыть расходы. Большинство из них погрязло в долгах, счета заблокированы, а деятельность в прежнем виде становится уже весьма проблематичной. - Ежемесячно убытки каждого пассажирского предприятия составляют около десяти миллионов рублей, - поясняет и.о. директора департамента транспорта Омска Вадим Кормилец. - В целях экономии бюджетных средств мы планируем объединить их. Постараемся сохранить штатную численность сотрудников. Весь персонал ликвидированных организаций перейдет на работу в пассажирское предприятие №8, которое станет базовым. Работники уже оформляют заявления об увольнении с последующим переводом. Власти заявляют, что речи о банкротстве предприятий №2, №4 и №7 пока не идет. Территории, объекты, подвижной состав обещают сохранить, чтобы сдавать в аренду и на этом зарабатывать. Снизить расходы позволит единая система закупки топлива, запчастей и другой финансовой деятельности. Централизация поможет более эффективно использовать автопарк, а также рационально организовать работу на маршрутах. Омскую маршрутную сеть постоянно модернизируют. Городской транспорт избавили от нелегалов, частников заставили вместо "Газелей", провоцирующих пробки, использовать автобусы большой вместимости. В прошлом году было закрыто три десятка дублирующих друг друга маршрутов, еще столько же поменяли схемы движения. Тем не менее, муниципальные автобусы продолжают вместо пассажиров возить воздух, что выливается в невосполнимые убытки. - В городе остается десяток маршрутов, где перевозят единицы пассажиров, зарабатывая сто рублей, притом, что час работы автобуса обходится в тысячу, - признает Вадим Кормилец. - Централизованный подход поможет решить эту проблему. Независимые эксперты полагают, что в объединении омских пассажирских предприятий есть логика. Подтверждение тому - аналогичный проект, осуществленный в сфере электротранспорта, который помог значительно сократить расходы городского бюджета на содержание троллейбусов и трамваев. Что касается транспортных тарифов, то сделать их более обоснованными помогло бы включение в состав региональной энергетической комиссии представителей коммерческого транспорта, на долю которого в Омске приходится 70 процентов пассажирских перевозок. Однако по непонятной причине СРО "Омские перевозчики" в этом отказано. Комментарий Владимир Геворгян, председатель совета СРО "Омские перевозчики": - На днях проблемы городского транспорта обсуждали на Сибирском транспортном форуме. Опыт, на который стоит обратить внимание, уже есть. В Новосибирске, например, решили действовать на перспективу и с привлечением отраслевых специалистов, ученых, в рамках генплана разработали комплексную программу развития транспорта до 2030 года. И после общественных обсуждений будут ее внедрять. Такой подход может быть весьма полезен и другим сибирским городам. Недостатки новой омской транспортной сети в том, что ее разработку доверили иногороднему, причем непрофильному, вузу. Суть до широкой общественности не довели. Поэтому проект вышел "кривой". Надеюсь, его все-таки удастся за лето скорректировать, и мы уже отправили в мэрию свои предложения. Между тем По данным департамента транспорта Омска, пассажирский муниципальный автопарк изношен на 90 процентов. Чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, необходимо в течение ближайших пяти лет покупать до ста автобусов в год. В 2017-м мэрия приобрела в лизинг 30 автобусов ПАЗ. Парк троллейбусов изношен на 77 процентов, трамваев - более чем на 90. Год назад правительство Москвы безвозмездно передало Омску пять трамвайных вагонов 1995-1998 годов выпуска.

Новая маршрутная сеть Омска не прошла проверку прокуратуры
© Российская Газета