Войти в почту

Глава "Опоры России": форум МСП — это точка возвращения к взаимному доверию

В преддверии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин в интервью ТАСС рассказал о главной теме форума и о контрсанкциях против США и иных недружественных государств. — Александр Сергеевич, стало доброй традицией в нулевой день ПМЭФ проводить Форум малого и среднего предпринимательства. Чем в этом году повестка форума будет отличаться от прошлогодней? — В этом году и сам Петербургский международный экономический форум особенный. Мы прошли очень сложный период санкций, охлаждения отношений в политическом плане с Европой, с Америкой. Кроме того, в России только что был избран президент нашей страны Владимир Владимирович Путин, мы прошли электоральный цикл, только что образован новый состав правительства Российской Федерации, утверждены министры, первое заседание правительство было буквально позавчера. Поэтому форум вызывает огромный интерес как внутри страны, так и у международных партнеров. Потому что люди хотят послушать, что скажут представители правительства, какое будет выступление президента на форуме, а оно всегда вызывающая огромный интерес. На форум прислали заявки на участие огромное количество западных и восточных компаний, главными гостями форума являются президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. — То есть санкции не снизили интерес к форуму? — Я общался со многими представителями общественных организаций, бизнеса немецкого, французского, чешского, швейцарского, они все говорят о том, что бизнес против санкций и контрсанкций. Они видят, что санкции заводят в тупик, компании теряют огромные деньги. И недаром в этом году главное его направление форума — это укрепление доверия, это главная тема. И вот отсюда и особый интерес к нулевому дню. Мы проводим уже четвертый Форум малого и среднего предпринимательства вместе с Корпорацией МСП, с Росконгрессом. Мы видим, что количество иностранных гостей, которые к нам пришли к нам форум, оно примерно такое же, как и российских предпринимателей. Вопрос как динамично развивать малый и средний бизнес актуален не только для России, а для любой страны, потому что это средний класс, это устойчивость экономики от социальных потрясений, от финансовых кризисов. И то, что мы увидим на этом форуме — это какое-то другое качество уже восприятия. Поэтому наш Форум МСП — это точка возвращения к взаимному доверию. Поэтому ожидания по итогам форума очень большие, что мы услышим, и к чему мы придем — это возможно начало ренессанса, возобновления стабильных отношений между Россией и Западом. — Вы затронули тему контрсанкций, вчера был принят Госдумой этот законопроект, ваше отношение к нему, как вы считаете, стоило ли вообще принимать? — Мы принимали в его доработке самое непосредственное участие. Мы работали на уровне профильных комитетов, прежде всего комитета по экономике, и наши депутаты, кто от "Опоры России" прошел в Государственную думу, активно к этому подключались. Здесь надо отдать должное Володину Вячеславу Викторовичу: документ был полностью переработан. Между первым чтением и вторым — это абсолютно разные документы. И Государственная дума услышала бизнес, что не нужно пугать инвесторов, что мы можем себе навредить, мы можем навредить гражданам России, если вводить какие-то не просчитанные секторальные контрсанкции. Вячеслав Викторович поручил провести общественные парламентские слушания на эту тему. И мы в принципе тем законом, который был принят в третьем чтении, удовлетворены. Там исключены многие нормы, конкретные отрасли убраны, возможность санкций по линии интеллектуальной собственности тоже убрана. Там было сказано, что государство может конкретным отраслям оказывать поддержку, даже не отраслям, а предприятиям, и в принципе таким законопроектом мы удовлетворены. Единственное, чего мы ожидаем, это проговаривалось на площадке Госдумы, но тем не менее нам нужно дальше продолжать отстаивать эту позицию — то, что при введении контрсанкций правительство должно обязательно провести консультации с бизнесом, потому что это впрямую может затронуть те или иные отрасли. — А законопроект об ответственности за исполнение в РФ антироссийских санкций? — Если говорить о втором законопроекте, который сегодня в Совете по законодательству обсуждался, мы поддерживаем то, что наказание за это должно быть. Но мы считаем, что это должна быть административная ответственность, а не уголовная. Почему? Действительно, если предприятие российское, мы подчеркиваем, находящееся в российской юрисдикции, выполняет санкции, введенные другими государствами не в российской юрисдикции, и этим наносит ущерб другим субъектам, таким же российским предприятиям либо гражданам, то должно быть наказание. Аналогичные законы, кстати, приняты в Соединенных Штатах, в Германии и еще в ряде стран. Административная ответственность она чем лучше, во-первых, понятно, за что наказывают и достаточно быстро наказывают, во-вторых, это необязательно только штраф, могут быть другие виды наказаний, такие как запрет занимать какую-либо должность, в том числе в управленческой в коммерческой или в хозяйствующей структуре. Это может быть ограничение на закупки у этих предприятий со стороны государственных, муниципальных заказчиков, государственных корпораций. Это может быть в том числе и административный арест. Просто, когда мы говорим об уголовном наказании, мы очень все усложняем и запугиваем. То есть это следствие, дознаватели, суды, адвокаты. В данной ситуации в экономике административное наказание гораздо более эффективно, чем уголовное. — Сейчас ходят слухи о том, что Шувалов займет должность главы ВЭБ. Как бы вы отнеслись к этому назначению? — Игоря Ивановича мы знаем очень много лет. Как первый вице-премьер, он курировал в том числе, развитие малого бизнеса, возглавлял правительственную комиссию по конкуренции и малому бизнесу. При Шувалове была создана программа по поддержке малого бизнеса, корпорация Малого и среднего предпринимательства, разработана стратегия развития малого бизнеса, также был создан ряд институтов развития малого и среднего бизнеса. Например, Фонд Бортника, Фонд развития инноваций и так далее. Игорь Иванович Шувалов, безусловно, человек, глобально мыслящий. Он вместе с нашим бизнес-объединением "Опора России" стоял у истоков создания всей системы поддержки малого бизнеса. Я не знаю, какое будет решение, но, если он возглавит ВЭБ, то с нашей точки зрения, он может активизировать работу по развитию и поддержке экспорта, а также по импортозамещению. У нас доля компаний малого бизнеса менее 1% по экспортерам. Я думаю, что это будет огромный перезапуск проектов по импортозамещению и проектов по экспорту. Идея моногородов, создание ТОРов — это также была его идея, и ВЭБ является совладельцем МСП банка, который также наверняка будет в связи с этим перезагружен под проектное финансирование. То есть у ВЭБ от 3 млрд рублей проектное финансирование, а мы говорим, что нужно снижать планку до 100, 200, 300 млн рублей. Это уже формат МСП банка. Поэтому ВЭБ под руководством Шувалова может очень серьезно пойти на снижение планки проектного финансирования, сделать его доступным для малого бизнеса, и очень серьезно выступить партнером РЭЦ в плане финансовой поддержки импортозамещения и экспорта. — Мы плавно перешли к международной теме, и один из вопросов, который сейчас активно обсуждается в российском бизнес сообществе — это то, что происходит сейчас с Арменией. Как повлияла малый бизнес России полная смена правительства, курса в этой стране? — У нас очень большая армянская диаспора живет в России, я разговаривал с ее представителями, с теми у кого родственники в Армении. Они говорят, что главная причина недовольства — это была несправедливость, очень было много вопросов по монополизации всего и вся. И одним из главных требований произошедшей смены правительства, законной смены правительства — это то, что в том числе армянский малый бизнес он требует демонополизации экономики. Соответственно, точно такую же задачу уже для нашей страны ставит наш президент. В конце года президент подписал указ о развитии конкуренции в РФ, недавно был государственный совет. — Предыдущее правительство предыдущее правительство про снижение доли государства в экономике они все-таки эту задачу выполнили не до конца? — Они ее не выполнили. Потому что по факту получилось наоборот — доля государства в экономике выросла с 45 до 51%. На мой взгляд, новое правительство как раз и должно заняться снижением доли государства и увеличением конкурентного сектора. Иначе ощущение несправедливости и снижение доходности в малом бизнесе будет только продолжаться. У нас капитализация малого бизнеса в разы меньше, чем в Европе и в Японии. А как его можно капитализировать, если кредиты дорогие, больше, чем 12%, а рентабельность очень маленькая? Мне говорят многие: "Я построил гостиницу, но я ее строил еще тогда, до 2014 года. Сейчас у меня бизнес в принципе нормальный, но я возвращаю те кредиты, я бы построил еще одну, но я не буду строить под 12%, учитывая то, что моя рентабельность резко упала". То есть ввели налоги от кадастровой стоимости, тарифы резко выросли, налоговое администрирование стало гораздо жестче. Поэтому он говорит: "А за счет чего я буду отбивать инвестиции? Я лучше подожду". — В ближайшие дни будет представлен очередной доклад бизнес омбудсмена Титова президенту. Участвовали ли вы в его составлении? Одна из основных тем предыдущего доклада, насколько я знаю — это было отношение правоохранительных органов к бизнесу. На ваш взгляд за последние годы как-то изменилось это отношение? Все те требования, о которых бизнес не раз говорил, о гуманизации налогового законодательства в отношении предпринимателей, реализуется ли что-то из тех предложений, о которых говорили? — Там в принципе вектор задан, и президент создал площадку — это рабочая группа по мониторингу ситуации в правоохранительной сфере в отношении бизнеса. Сейчас, кстати, эта рабочая группа еще готовит пакет поправок по снижению давления на предпринимателей. Предпринимателям действительно стали меньше, скажем так, выбирать меру пресечения меньше, то есть арест. Имеется в виду СИЗО, больше стало домашнего ареста. Но само количество возбужденных дел растет. Качество следствия оно тоже не улучшается. Даже наоборот есть тенденция, что оно падает. Прокуратура справедливо говорит, и мы ее поддерживаем, что нужно больше контроля за следствием, не возвращения следствия в прокуратуру, но некоторые следственные действия все-таки должны быть под санкцией прокурора. — Как бизнес мог бы влиять на процесс? — На съезде "Единой России" президент сказал, что нужно убирать дырки в законодательстве, которые позволяют использовать силовые структуры для сведения счетов, для отжима бизнеса, — и рабочая группа она в основном этим занимается. А вот у бизнес-омбудсмена нет законодательной инициативы. И это зря, так у бизнес-омбудсмена в Америке она есть. — Вы считаете, что у нас тоже тоже надо вводить такое изменение? — По идее аппарат бизнес-омбудсмена в основном должен заниматься тем, что решать системные проблемы, а не конкретные дела. Конкретные дела — это должна быть прокуратура, суд, следствие. Понятно, что люди обращаются, это боль. Но у нас сегодня наметился перекос. Я считаю, что это главная задача бизнес омбудсмена, и у него должна быть законодательная инициатива именно в этой сфере. Визиты в СИЗО, безусловно, нужны — это людские судьбы, но должна быть и работа над системой. Беседовала Лана Самарина

Глава "Опоры России": форум МСП — это точка возвращения к взаимному доверию
© ТАСС