Войти в почту

Юбилей SSJ100 в Комсомольске отметили полётом нового лайнера

В Комсомольском-на-Амуре филиале АО «Гражданские самолёты Сухого» 22 мая отметили юбилей. 19 мая 2008 года состоялся дебютный полёт пассажирского лайнера, созданного по новым для России технологиям с привлечением иностранных разработок и агрегатов, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Сегодня в цехах предприятия города Юности ведётся работа над 16 самолётами, каждый из которых находится в разной стадии готовности, но все ждут своей очереди для полёта. Как театр начинается с вешалки, авиазавод показывают с Технокомплекса - места, куда поступают комплектующие. Назвать систему, по которой в Комсомольске наладили работу этой производственной стадии, словом «склад» попросту невозможно. Время на сортировку поступлений загнали в жёсткие рамки, не более трёх дней, каждая деталь, будь она с соседнего КнААЗ, или из Воронежа или американского Нью-Джерси, получает свой собственный штрих-код и место на полках, за качеством - тотальный контроль. - Самолёт - это сложное техническое изделие, состоящее из тысяч деталей, не прошедшие проверку комплектующие перемещаются на отдельный склад-изолятор, откуда они никак не могут попасть в цеха, - говорит вице-президент по производству АО «Гражданские самолёты Сухого» Дмитрий Блощевский. - Таких выявляется менее процента, они отсеиваются на самом первом этапе. Каждый рабочий завода перед началом смены на короткой, в пять минут, планёрке, получает задачу на день и заранее подготовленный кладовщиками комплект необходимых для работы деталей. Сотрудники Технокомплекса собирают этот набор, используя сканирующую систему и базу данных, болт чуть-чуть не того размера или внешне похожий на нужный жгут из кабелей в комплект попросту не попадают. Список положенных на тележку деталей компьютер автоматически отправляет в бухгалтерию. За поставками российско-французских двигателей для «Суперджет 100» на предприятии в отдельной секции наблюдает представитель завода-изготовителя. Бенжамен Френэ де Кутар здесь в долгосрочной командировке, по контракту она продлится ещё год, — ему и его супруге-москвичке в Комсомольске нравится. Задачей европейского специалиста является контроль за досборкой силовых агрегатов, на завод они поставляются по частям. - Если первый серийный «Сухой Суперджет 100» на заводе собирали два месяца, то в 2017 году мы вышли на режим один самолёт за 10 дней, - говорит директор комсомольского филиала «ГСС» Андрей Сойнов. - Сейчас на сборку лайнера уходит 5 дней, план на этот год произвести 26 машин, 25 передать в эксплуатацию. В 2017 году филиал «Сухого» собрал 34 самолёта - сложная экономическая ситуация в мире и стране, при которой не выстроились длинные очереди за лайнерами на 100 пассажиров, подтолкнула менеджеров ГСС к внесению в проект изменений. Будущий «Суперджет 75» станет перевозить по 75 человек — конечно, в этой нише уже работают бразильский «Эмбраер» и канадский «Бомбардье», но в «Сухом» уверены: их машина с конкуренцией справится. Завод уже в нынешних условиях может наладить производство 60 лайнеров в год, были бы заказы — при этом предприятие, по расчетам, справится с этой задачей даже без ввода сверхурочных и работы в две смены. Здесь научились экономить минуты, используя для этого разработанную во времена строительства социализма систему рацпредложений и улучшения всего и вся. Технику осознали и внедрили на своих фабриках японцы и, через десятилетия, она вернулась в Россию уже с иностранным шильдиком «кайдзён». Те же самые «социалистические» соревнования по качеству работы между участками и бригадами, изобретателей не поощряют денежными премиями, но самых активных и талантливых награждают, например, парковочным местом для автомобиля поближе к проходной. Через квартал — новое подведение итогов, и вот от машины до цеха идти уже не минуту, а десять, если не справился. Четверых самых-самых на заводе очень редко, но награждают командировкой в подмосковный Жуковский. Там на тренажёре можно попробовать поднять в вируальное небо тот самый самолёт, который ты с коллегами собирал в Комсомольске-на-Амуре. Кстати, средний возраст работников филиала ГСС в городе Юности составляет 35 лет. - С молодёжью работать интереснее, особенно если их заинтересовать, - рассказывает Дмитрий Блощевский. - С молодыми и сложнее и интереснее в одно и то же время, люди советской закалки тоже могут работать на «отлично», но редко предлагают что-то новое. Обычно проблему воспринимают как наказание, но это ведь настоящий вызов для молодых и умных, это же работа по решению трудной задачи и я вижу, как у ребят горят глаза, когда они рассказывают, как с вопросом справились. На площадке у цехов филиала ГСС тем временем готовится к своему первому взлёту очередной «Сухой Суперджет 100». Его заправили топливом, провезли к полосе, по которой лайнер неторопливо прокатился до точки старта. Взревели двигатели, пролетели короткие секунды и вот — в небе совершает дебютный пируэт ещё одно воздушное судно, 162-е, сделанное в Комсомольске-на-Амуре с момента первого полёта. - Проект ещё не был окончательно утверждён, программа развития гражданской авиации разрабатывалась, с ней многие ходили и предлагали правительству, но до 2000 года она поддержки не находила, - вспоминает губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. - Я тогда был депутатом Государственной Думы и руководители компании «Сухой» просили меня с этим проектом выйти куда-нибудь «вверх». И вот совместно с генеральным конструкторов, Героем России Михаилом Петровичем Симоновым, мы на встрече с доверенными лицами президента России подошли к Владимиру Владимировичу Путину и рассказали: «Есть такая идея, но она не находит поддержки». И он прямо на обложке написал «Пустить в производство». Когда пошёл детальный проект, мы добились, чтобы он попал в Комсомольск-на-Амуре, очень много сил потратили, но смогли. Нас поддержали, выделили федеральные деньги на развитие гражданской авиации, и вот процесс пошёл. Насколько я сейчас помню, в создании лайнера «Сухой Суперджет 100» участвовали 11 стран мира, 35 иностранных компаний. Это было новой и сложной работой, войти в кооперацию и совместить наши стандарты с зарубежными компаниями из Европы, Азии и Америки. Авиастроители из Комсомольска-на-Амуре, знания и таланты инженеров, высочайшая пройденная школа смогли решить сложную задачу. - Сейчас «Суперджет 100» летает в России и за рубежом, лайнер хорошего качества, это первый отечественный самолёт, который вышел на иностранные рынки, - продолжает Вячеслав Шпорт. - Собирают его наши обыкновенные ребята и девчата, которые проходят подготовку здесь в лицеях, колледжах, здесь же учатся в институтах — и подготовка даёт настолько высокую квалификацию, что позволяет создавать суперсовременные воздушные суда. Писать программы, управлять ими, учить летать самолёты. Я поздравляю компанию «Гражданские самолёты Сухого», которая в теснейшей кооперации с Комсомольским авиационным заводом собирает эти лайнеры, с юбилеем. Хочу пожелать процветания, много заказов, хорошие перспективы, чтобы здесь люди жили, работали в комфортных и достойных условиях — в Комсомольске, в Городе президентского внимания. Всех с праздником!

Юбилей SSJ100 в Комсомольске отметили полётом нового лайнера
© Хабаровский край сегодня