Войти в почту

Мошенники, проходимцы и самозванцы атакуют простодушных курганцев

В конце XIX начале ХХ веков в Курганской печати периодически появлялись статьи и заметки о, разного рода, проходимцах, самозванцах, а иногда и просто сумасшедших личностях, которые морочили людям головы, а порой причиняли им самый настоящий вред. В «Обзоре экономического и сельскохозяйственного состояния Курганского округа» за 1895 год есть заметка о некоем крестьянине Ларионе, который проживал в 1860-х годах в деревне Редькиной Иковской волости. «Будучи уже пожилым человеком, и несмотря на свою полную неграмотность, этот Ларион начал целые дни напролет молиться, бросил хозяйство, и, наконец, открыто стал проповедовать способы спасения души, возомнив себя неким мессией. К Лариону не замедлили явиться приверженцы, и вскоре, в двух верстах от деревни Редькиной, в глухом месте соснового бора, была устроена под открытым небом площадка, где Ларион и его приверженцы, начали собираться на молитву. По середине этой площадки из боярышника и шиповника была сделана лазейка, в которую каждый из молившихся должен был проползать совершенно голым, острые иглы деревьев ранили тело ревнителей, кровь ручьем струилась с них, но они не должны были показывать ни малейших признаков страдания. Мало того, ревнитель Ларион начал будто бы, в пяты ног вбивать большие гвозди и с этими гвоздями ходить по деревне, не обнаруживая боли. Последователи его учения пробовали делать то же самое, но не могли выносить страшных мучений, а Ларион находил их недостойными и удалял от себя с проклятиями. В конце концов, это дело дошло до полицейского исправника и Лариона приковали к цепи. В настоящее время в племяннике Лариона, человеке зажиточном и грамотном, появилась та же страсть к божественному, и он целые сутки проводит за чтением церковных книг». В конце XIX века с появлением железной дороги, электричества и других современных благ цивилизации, а также с наступлением голодных годов, подобных «мессий», пророчащих разные природные явления, а особенно конец света, становилось все больше: «Чугунка бегает – вот вам огненные колесницы, телеграммы пускают по проволокам – вот вам и опоясана проволокой земля, хлеб не родится – в Евангелии сказано, перед светопреставлением начнутся голодные годы, и будут умирать люди, наводнения и землетрясения – также предвестники конца света». Один из Благочинных Тобольской Епархии отправил в Окружное Полицейское Управление 14-летнего крестьянского мальчика, которому в поле, окруженном лесом, явилось видение Николая Милостивого. После этого, мальчик, якобы, три дня молчал, затем рассказал, что видение приказало объявить народу: «Чтобы синего и красного платья не носили, а которые имеют таковое, то иссекли бы оное, или закопали в землю. Чай из самоваров не пили, а пили бы из чугунов, а самовары тоже истребили бы, или закопали в землю. После этого, многие крестьяне, действительно, истребили всю красную и синюю одежду и закопали в землю самовары, которые после, найдены не были. Прошло немного времени, и в этой же волости появилась какая-то онемелая девка, которая драла со всех проходящих по улице девиц и женщин синие и красные платья, платки и шали. После того, как ее арестовала полиция, девка объяснила, что срывать с людей синюю и красную одежду ей приказано, якобы, свыше, но при каких обстоятельствах это произошло, выяснить не удалось. Официальные церковные власти усмотрели в этом, агитацию в раскол, и, как могли, пытались прекратить подобные действия. В конце XIX начале ХХ веков в курганском уезде стали появляться потомки Емельяна Пугачева, разных Российских императоров и прочих, при чем, довольно часто приезжавшие из других населенных пунктов. В 1914 году в газете «Курганский вестник» была опубликована заметка под названием «Эксплуатация невежества», в которой говорилось: «Нам сообщают, что в Курганском уезде ходит по селениям казак станицы Ново-Рыбинской Михаил Половнев и выдает себя за Архангела Михаила. К заявлению Половнева о том, что он – де, есть настоящий Архангел Михаил, крестьяне относятся скептически. Пока Половнев ходит вдвоем с казаком и занимается сбором милостыни. По рассказам очевидцев, года два-три тому назад, он увел за собой в степь несколько монахинь из монастыря «Казихи» Петропавловского уезда. Что с ними стало после — неизвестно». 20 июня 1916 года в полицейское управление города Кургана поступило донесение о принятии чинами полиции необходимых мер, в случае появления в городе проходимца Ивана Цыбряева, именующего себя «Архиерейским посланником «фискалом». В июле этого же года по всем отделениям полиции было разослано донесение о появлении в уезде самозванца Петра Ильяшева, который выдавал себя за внебрачного сына императора Николая II, бежавшего, якобы, из темницы, и требующего оказывать ему по этому поводу денежную помощь и всяческие почести. Чинам полиции было приказано изловить проходимца. Подобного рода самозванцы и проходимцы были нередким явлением того времени, кто-то верил в их фантазии, кто-то относился скептически. Причин для этого было достаточно много, главными, из которых были: недовольство существующей обстановкой, появление новых современных технических средств, которые вызывали у крестьян порой страх и неприятие, и все возрастающее недоверие к церкви. Доблестные стражи порядка всегда старались изловить и изолировать подобных личностей от нормального общества, дабы они не ходили и не морочили людям головы. Использовано фото: © РИА Новости/Михаил Филимонов/Александр Гладштейн © wikipedia.org

Мошенники, проходимцы и самозванцы атакуют простодушных курганцев
© Уральский меридиан