Войти в почту

"Молебны только с автоматчиками". Будни русских священников в Африке

МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Наталия Федотова. Одна из самых динамично развивающихся православных общин сложилась сегодня, как ни странно, в Африке. По разным оценкам, на континенте насчитывается до семи миллионов православных. О том, почему африканцы все чаще обращаются к русским священникам, как живется местным миссионерам и мирянам и что в наши дни угрожает христианам Африки, — в материале РИА Новости. "Я чувствую себя русской" Рита Салливан (61 год) — прихожанка русского храма Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге. Дочь немки и африканца, росла в протестантской семье. "Когда я вошла в церковь и увидела икону Божией Матери, мне показалось, что она смотрит именно на меня, с любовью, утешая и обнадеживая. Это было поразительно и так прекрасно, что я не могла сопротивляться. Впервые в жизни я была в настоящей церкви, с настоящими свечами, иконами, музыкой и добротой любящих людей. Их глаза не врали", — вспоминает Рита первое в своей жизни пасхальное богослужение в православном храме. Ее наставниками в православии были африканер Даниэль Стейн и священник Православной церкви в Америке Джонатан Проктор. Они дали ей книги, молитвослов и икону Иисуса Христа, но ближе всего по духу Рите оказалась Русская церковь. Пасхальный крестный ход в Йоханнесбурге "Я бросила себя в океан Божьего милосердия, много читала и окончательно приняла православие. Это произошло 17 лет назад. Православие — единственный путь к Богу и радость моей жизни. Я люблю мою духовную семью в Сергиевском храме, и хотя я не русская, чувствую себя членом этой семьи", — говорит она. Община русского храма Преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге — 250 человек. "Это единственный приход Русской православной церкви в субэкваториальной Африке. В ЮАР, по статистике, христиан 80% и всего 1,5% мусульман, причем 60% христиан ежедневно молятся. Гонениях на христиан нет — общество традиционно религиозно", — отмечает священник Даниил Луговой, настоятель Сергиевского храма. А для духовного окормления остальных соотечественников отец Даниил каждый месяц выезжает в Кейптаун, Дурбан и в соседние страны — Намибию, Мозамбик, Зимбабве. Служит в греческих храмах, которые есть почти в каждом крупном городе ЮАР. "Греки пускают нас, и на наши богослужения собираются человек 30-40. Так что наш приход охватывает достаточно большую территорию", — рассказывает отец Даниил. Дети после шествия в Страстную пятницу в Абиджане, Кот-д"Ивуар Русский священник поддерживает и связи с коптским епископом в ЮАР Антониусом Маркосом. Коптская община на юге Африки составляет десять тысяч человек, располагает своими храмами и ведет активную миссионерскую работу. "Когда 20 лет назад образовался наш приход, копты помогали тогдашнему настоятелю отцу Сергию с оформлением документов. И сейчас, в праздники, они с радостью отзываются на наши приглашения и приходят", — добавляет отец Даниил. Священника похищали дважды "Христианская проповедь очень активно распространяется в центре и на юге Африки, но реакция на это — взрывы, насилие. В Кот-д'Ивуаре приходится нанимать охрану — автоматчиков. И это не окраина — это столица в Абиджане! Постоянно взрывают христианские церкви в Нигерии, Камеруне, Чаде. Сомали уже не государство, а какие-то племена, которые постоянно воюют между собой", — рассказывает объехавший всю Кению русский миссионер иеромонах Корнилий (Молев), в прошлом аспирант МИФИ, а ныне клирик Свято-Пантелеимоновского храма в Камбодже. Иеромонах Корнилий Быть священником там опасно, зато вера и проповедь становятся горячее. Первый раз кот-д'ивуарского священника Иеремию Беханзина похитили вместе с семьей. Удалось спастись. После этого священник отправил семью в соседний Бенин, а сам вернулся в Кот-д'Ивуар служить. Второй раз похитили — убежал. В общине начали сбор средств, сделали у храма забор повыше, наняли охрану — двух автоматчиков. На храм уже не нападали, но захватили соседнее здание. Охрана помогла его отбить. Бандиты затаили злобу, и в один из Богородичных праздников машина с отцом Иеремией, выезжавшая из храма, попала под перекрестный огонь из автоматов. "Отец Иеремия пишет, что это чудо Божие, что никто из сидевших в машине не пострадал: она была изрешечена пулями. Он крестил уже не один десяток человек. Думаю, многие бы из нас после первого похищения решили бы, что надо из этой страны уезжать. Но он самоотверженный человек, и понятно, почему там такие успехи у проповеди", — добавляет отец Корнилий. И все же, несмотря на суровость условий и бедноту, африканские христиане постоянно танцуют и поют, даже во время причастия и крестного хода. "И так же горячо молятся. Известные святые Антоний Великий, Макарий Великий были выходцами с этого континента", — напоминает миссионер. "Кто не бывал в странах третьего мира, не знает, как хорошо живется в России, где есть инфраструктура, есть соцпакет. Если вы заболели, идете в больницу — первую помощь вам всегда окажут. В стране типа Бенина годовая медстраховка стоит 500-700 долларов, а один день в реанимации без страховки обойдется вам в 500 долларов! Тут многие не умеют читать, писать. Любая специальность — вложение денег. Бесплатных школ мало. При любом заболевании семья лишается денег. А опасностей в этом климате очень много, потому что много паразитов. И несмотря на это, люди идут креститься в водоем — это для них подвиг веры. Просто так они бы не пошли туда. Но священник освятил воду, и они окунулись в нее", — продолжает отец Корнилий. Православное богослужение в Кении Крещение или вуду В некоторых африканских странах христианская проповедь уголовно наказуема. В других правительство не препятствует, наоборот, дает землю для храма, но с условием построить еще больницу или школу, а лучше и то и другое. Христианские церкви так и делают, и тогда в общеобразовательную программу включают изучение религии. "Многие действительно безграмотные, но на вопросы догматические и про проблему зла отвечали корректно и с большим пониманием. Они очень хорошо наставлены в вере и хорошо держатся в вере", — считает иеромонах Корнилий. Однако, принимая крещение, некоторые африканцы сохраняют и языческие верования — колдовство, вуду. Христианство на Африканском континенте появилось благодаря апостолам Матфею, Марку, Луке и Варнаве. Марк считается основателем Александрийской церкви, юрисдикция которой распространяется на всех православных христиан Африканского континента. А это 28 митрополий и три епископии в более чем 40 странах. Представительство Русской православной церкви при Александрийском патриархате находится в Каире. "В составе Александрийского патриархата есть русскоговорящие общины в Тунисе, Марокко, ЮАР", — поясняет протоиерей Виктор Кулага, представитель патриарха Московского и всея Руси при патриархе Александрийском и всей Африки. Христиане на Пасху в Абиджане, Кот-д"Ивуар Геноцид христиан Если в Южной Африке большинство населения — христиане, то на севере — мусульмане. Тем не менее на севере и северо-востоке сосредоточены Александрийский патриархат, Коптская церковь (десять миллионов верующих), Эфиопская церковь (60 миллионов верующих). Много приходов Римско-католической церкви в Экваториальной Африке, Западной Африке и различные протестантские деноминации. Самая горячая конфликтная зона на Африканском континенте — Нигерия. "По имеющимся данным, террористами там убивается христиан больше, чем в любой другой точке мира. В Нигерии представлены прежде всего протестантские конфессии — англикане и другие деноминации, Римско-католическая церковь", — говорит представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов). "Не так давно мы слышали о напряженном положении в Центрально-Африканской Республике. Непростая ситуация сохраняется в Демократической Республике Конго, прежде всего на северо-востоке, откуда тоже часто приходит информация об актах геноцида против христианского населения", — отмечает представитель РПЦ. Проповедь отца Владимира По его словам, сложная ситуация в Сомали, "где когда-то тоже были представлены христиане". "Сегодня практически все они на нелегальном положении, если вообще христианское присутствие можно обозначить в этой стране", — добавил иеромонах Стефан. Происходят акты агрессии и в соседних с Сомали Кении и Уганде. "Вероятно, это связано с тем, что эпицентр мирового терроризма, деятельность террористов, после того как они фактически были разгромлены в Сирии, перемещается в другие регионы, в частности в Африку", — предположил представитель РПЦ.