Войти в почту

Искусство распахивает мир

В Третьяковской галерее интересные мероприятия проходят круглый год. Из новых, приуроченных именно ко дню рождения галереи, отмечу дискуссию в зале Врубеля с участием Айке Шмидта, директора галереи Уффици, Флоренция. Тема — «Проблема национальной идентификации в музеях». В наших стенах обсуждение коснется в первую очередь коллекции Павла Михайловича Третьякова, прошлого и настоящего музея, вопросов самоопределения нации через искусство. Все, конечно, помнят, какие глубокие живописные произведения у Сурикова, Репина, Крамского — передвижников, которые задумывались о судьбе России и о судьбе человека. А Третьяков собрал их полотна в своей коллекции. Наши масштабные выставки в 60-м зале посвящены художникам-реалистам. Недавно закончилась выставка Зинаиды Серебряковой. Продолжает свою работу выставка баталиста Василия Верещагина. Особое место занимают экспозиции концептуальные и посвященные частным собраниям. Так, у нас выставлялись редкие полотна Карла Брюллова. В то же время параллельно проходят выставки современных художников. Предлагаем различные площадки: и в Лаврушинском переулке, и на Крымском Валу. Каждая выставка имеет свой ряд подзадач. Мы выявляем ранее не известные работы, например из антикварного рынка. Эти открытия мы публикуем и в сборниках, и на конференциях, через журналы, каталоги. В следующем году Третьяковская галерея планирует открыть очень интересную выставку Ильи Репина. Его полотна тщательно изучают эксперты — с точки зрения технологий исполнения — и просвечивают рентгеновскими лучами. Выяснилось, что многие картины Репин писал в несколько слоев. То есть в рентгеновских лучах обнаруживаются иные, дополнительные композиции. Конечно, мы верхний слой не вскрываем. Но ведется описание и будет создан раздел, где посетители смогут увидеть эти рентгеновские снимки. Целая экспозиция полотен Архипа Куинджи откроется уже грядущей осенью. На этой выставке мы расскажем о специфической технике живописи Куинджи. Наш музей использует разные формы взаимодействия с аудиторией: кино- и мультпоказы для детей, специальные программы для слабовидящих и слабослышащих людей. Не хотелось бы, чтобы к искусству относились как к иллюстрации. Через картины художник дает свою интерпретацию событий и заставляет думать о них своих зрителей. Если ум пытливый, то он обратится к первоисточникам и сопоставит их с другими прочтениями этих событий. Словом, изобразительное искусство обогащает знания, расширяет возможности человека и, скажем так, распахивает его в большой мир так же, как хорошее кино, хорошая литература, талантливая музыка.

Искусство распахивает мир
© Вечерняя Москва