Войти в почту

Татьяна Черниговская: «Человек самосозданный — это о киборгах, и мы очень близки к ним»

«Задавленные отчетами, рамками программы, числом учеников в классе, учителя сегодня являются людьми несвободными, закоснелыми. Они ничему не могу научить «цифровых детей», принявших новый мир». Татьяна Черниговская рассказывает на YouTube, почему современная школа должна кардинально отличатся от той, что считалась эффективной 20, 10 и даже 5 лет назад и лелится мыслями о том, как развитие технологий может повлиять на будущее человечества. Как построить современную школу? — Человечество переживает цивилизационный слом, и этот процесс необратим. Люди оказались в типе цивилизации, которого еще не было, и больше всего в нем пугает скорость изменений. Если ранее на цивилизационную эволюцию требовались сотни лет, то теперь все происходит буквально за считанные дни. Это имеет глобальное значение, и нужно понимать, что так будет жить весь мир. Тот, кто не примет цифровую реальность, останется на задворках развития. В связи с этим парадигма, когда учитель говорит банальные вещи, а ученик слушает, уже не работает. Как бы жестко ни звучало, но учитель, занимающийся формальной, технической передачей данных, больше не нужен. Дети быстрее учителя найдут в сети очевидную информацию. Модель обучения для «цифровых детей» должна быть иной, нежели та, что существует сейчас. Ключевые позиции в обучении, на которые должна обратить внимание школа, это: формирование у детей способности к постоянным переменам, формирование навыков проверки полученной информации, навыков непрерывного обучения, формирование способности противостоять стрессу, а также формирование умения сохранить в человеке человечность. Задача не просто трудная, а архисложная, поскольку новых учеников часто обучают учителя, для которых пресловутый цивилизационный слом пока остается только фантастическим предположением. Кроме того, задавленные отчетами, ограниченные рамками программы, а также увеличивающимся числом учеников в классе, учителя в большинстве своем являются людьми несвободными и оттого подчас закоснелыми. Современному учителю помимо предметных знаний нужны интуиция и вдохновение. Потому что только они помогают иронично отнестись к понятию «норма». Тихо сидит и спокойно слушает — это, значит, «нормальный» ученик. Но все дети разные, и практически у каждого есть свой уникальный дар. Разглядеть это и не загубить — такова главная задача нынешнего педагога. Что ждет человечество в будущем? Что возможно, и это уже очень близко — то, о чем писал Маклюэн. Он говорил, что следующий биологический вид это «хомосапиенс автокриэйтор». То есть человек самосозданный. Это на тему киборгов. И это вовсе не голливудская дешевка, это всерьез. Вставить в голову чипы, которые сделают протекание биохимических процессов в мозгу быстрее, возможно, вставить в голову чип, который увеличит вашу память и сделает мозг лучше, это возможно уже сейчас и может произойти в ближайшие годы. Итого: печень, поеденная циррозом от неумеренного употребления разных типов вин, может быть заменена на новую, которая будет выращена из ваших стволовых клеток. Это реально, не шутки и не метафоры. Сердце заменить тоже уже сейчас возможно, руки-ноги поломанные в Куршавеле, запросто заменятся. Глаза, уши. А есть ли что-нибудь свое? Это все еще я? Это серьезный эсхатологический вопрос. Понимаете, все меняется. Мы стоим перед перспективой мира, в котором вообще все другое. Есть ли стабильность личности, есть ли стабильность пола и есть ли эта личность вообще? Теги: мнение