Войти в почту

Золотое кольцо России: в поисках кузнечного ремесла

Вооружившись знаниями, полученными в ходе пролистывания двух альбомов «Кузнецы России» издательства «Мир металла» и обстоятельного сёрфинга интернета, мы ринулись в путь! Маршрут был долог и рассчитан на три недели. Любой пытливый школьник вам скажет, что на поиски ремёсел нужно ехать, в первую очередь, по Золотому кольцу – там, где, по учебникам истории, живут кузнецы, ткачи, мастера по дереву и прочие «волшебники». Воодушевлены мы были сильно, ведь ещё и не подозревали, что нас может ждать. «Золотое кольцо России» — это туристический маршрут, который на самом деле был придуман случайно и не так, чтобы сильно давно. Автором был журналист Юрий Бычков, который в 1967 году в газете «Советская культура» опубликовал серию очерков о древнерусских городах. Дальше в дело уже вмешалась политика, минтур и СМИ. Состав городов в ЗКР не однороден – если вы едите в тур с экскурсоводом и на автобусе, то вас могут завести в Углич, Мышкин и Мартыново, но Ростов Великий вы так и не увидите, хотя из этой четвёрки только он и входит в традиционный маршрут. Вы также можете попасть в Калугу или Касимов, Гусь-Хрустальный или Гороховец… туроператорам только дай волю! Первым городом на пути стал Сергиев Посад. Кузнечный цех долго искать не пришлось – уже внутри одного из магазинов Лавры мы увидели его рекламную табличку и кованные изделия. Однако что мы отметили в центральной России, так это количество пустой рекламы – табличка была, название было, призыв «обращайтесь» тоже, а вот телефона – нет. Через расспросы у продавца магазина и несколько звонков нам удалось узнать, что все кузнецы ушли в отпуск. Мол, апрель – самое время. «Мне объяснили по телефону, что скоро наступит летняя пора кузнечных фестивалей и массовых заказов ворот и мангалов, поэтому кузнецам в это время года нужно хорошо отдохнуть, чтобы выдержать свой рабочий сезон», — объяснил кузнец Виталий Горшков, с кем мы и путешествовали с мыслью вернуться и создать «Обскую кузницу». Решив, что ничего страшного не произошло, мы почему-то двинулись дальше в путь, хотя, пожалуй, стоило продолжать дозваниваться до других – хотя бы одним глазом заглянуть в кузни Кузьмы Ткача, Юрия Новоструева и в творческую мастерскую Александрова. В Переславле-Залесском нас тоже огорчили: «Есть у нас тут один кузнец, — говорил хозяин гостиницы, в которой мы остановились переночевать. – Только он подвержен… гм… настроениям. Пьёт, если придёте, а он будет в нехорошем, то слова многие услышите. А вообще кузнецы не любят, когда к ним с расспросами приходят». При этом Переславль-Залесский нам очень понравился. Есть озеро Плещеево. Есть шикарный музей утюга. Кормят вкусно. В Ростов мы попали в день, когда решался вопрос будет ли город включён в список ЮНЕСКО или нет. Было такое ощущение, что все смотрители в музеях только об этом и говорили. Кузнецов нам подсказать никто так и не смог, но отправили расспрашивать «знатоков» в Дом ремёсел. Пришли, радостно потянулись руки к кованным изделиям – даже мгновенно купить отважились «на память», но ответ был таков: «Да, приносят нам всякое на продажу, да мы как-то телефоны не записываем – сами наведываются». Я бы ещё поняла, что дело было в Законе о персональных данных, но чтобы так… Пригорюнившись, мы даже решили в Мышкин не заезжать, хотя потом в других городах было много разговоров о Мышкине да таких, что готовы были локти кусать себе и волосы на голове рвать, пока не приехали во Владимир, но об этом позже. Ярославль влюбил в себя какой-то вездеощущаемой масштабностью и системностью. Не смотря на то, что почти каждый город «Золотого кольца» мнит себя жемчужиной туристического маршрута, у меня никаких вопросов к статусу Ярославля нет. Ухоженный, побеленный, с длинной набережной, с развитой инфраструктурой для отдыха (и поесть где, и поспать, и увеселения найти тоже не сложно) – ляпота! Мы как-то даже забыли за чем ехали и просто погрузились в мир музеев, выставок и галерей. К тому же было на что посмотреть – в музей-заповедник привезли «Оружейные истории. Запад и Восток». Масштабный проект был реализован ярославцами в сотрудничестве с Ивановским историко-краеведческим музеем им.Д.Г.Бурылина, в который мы попали спустя несколько дней. Уникальная коллекция холодного и огнестрельного оружия XVIII-XX веков позволяла рассмотреть вблизи образцы Японии, Китая, Турции, Северной Африки и Ближнего Востока. Охотничье, боевое, тренировочное оружие… Виталий мне много чего рассказывал, вглядываясь в литьё, резьбу, ювелирную работу. Да, вместо безменов, замков и кованых петель мы увидели палаческие мечи, арбалеты, кинжалы, щиты. Но душа, оказывается, и этого жаждала. В Костроме поселились в хостеле «В центре города», который сам по себе выглядел как музей. Это и не удивительно, ведь его владелец был в прошлом антикваром и всё, что у него оставалось от магазина, он оформил на стены и витрины хостела. Скептически слушая о нашем желании познакомиться с местными мастерами по железу, он дал понять, что тем, кто разбирается в технологиях, разговаривать мало есть с кем, но посоветовал посмотреть музей «Лес-чудодей». Второй этаж замысловатого помещения с высоченными потолками занимает выставка изделий из металла. Виталий Анатольевич мудро и одобрительно кивал на слова экскурсовода, сделал для вида несколько фотографий, а по выходу из музея сокрушённо выдал «Это не кузнецы, а рукодельники какие-то». При этом слово «рукодельники» для него имеет практически ругательное значение. Дальше шла тирада на тему «Сварщик с болгаркой – это вовсе не кузнец», потом «Порезать жесть может каждый» и, наконец, «Вот так и подменяется кузнечный труд литьём». Через неделю посреди какого-то лёгкого разговора за обедом он ни с того ни с сего всё же выдал «Ну нет, были хорошие работы, конечно». Как сами понимаете, после увиденного в «Лес-чудодей», о том, чтобы с кем-то встретиться из мастеров в Костроме, я даже не заикалась. Иваново совсем не порадовал, потому что город этот всецело «молится на ситец». Возможно, мы бы и нашли что-то интересное в Музее промышленности и искусства, но он был в тот день закрыт. Надежда таяла. На очереди был Владимир.

Золотое кольцо России: в поисках кузнечного ремесла
© Уральский меридиан