Ещё

От Сокольников до Парка на метро! День рождения Московского метрополитена 

Фото: РИА Новости
В этот день, … лет назад
Пятнадцатого мая 1935 года открылась первая линия Московского метрополитена — от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры».
Еще в 1872 году инженер Василий Титов предложил проект подземной железной дороги от Курского вокзала до Лубянской площади. Были даже проведены исследования грунта в местах возможного строительства. Однако Городская дума и представители церкви забраковали проект.
"Строить так, чтоб нигде не капало". Как начиналось московское метроВ. А. Гиляровский в «Москве и москвичах» писал: «В городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно. Сами „отцы города“ чувствовали, что при воровстве, взяточничестве такую панаму разведут, что никаких богатств не хватит…
— Только разворуют, толку не будет.
А какой-то поп говорил в проповеди:
— За грехи нас ведут в преисподнюю земли.
»Грешники" поверили и испугались".
Но дело, конечно, было не в «грехах» и «преисподней». Хотя проект, помимо всего прочего, предполагал снос 10 храмов, что до советских времен воспринималось кощунственно. Главным стало другое препятствие: проект был очень дорогостоящий — найти акционеров с нужным количеством денег никак бы не удалось. Тогда в приоритете было строительство конно-железных городских дорог.
И все-таки к идее московского метро возвращались вновь и вновь: если во времена проекта Титова в Первопрестольной проживало 600 тысяч человек, то уже к концу XIX века — более миллиона.
Рабочие везут тачки на строительстве Московского метроОдин из самых амбициозных и масштабных проектов был представлен в 1902 году инженерами П. А. Балинским и Е. К. Кнорре. Он предполагал возведение на Красной площади центрального вокзала, от которого начинались бы три линии метро: одна — вдоль Бульварного кольца, вторая — по Садовому (ну, почти что нынешняя кольцевая линия!) и радиальная — от Петровского парка до Серпуховской заставы (это ж нынешняя Замоскворецкая линия! Только с «вывертом» к Павелецкому вокзалу). Частично метро должно было пройти под землей, но в основном — по эстакадам. Как, скажем, U-bahn'ы в Германии. Даже есть такая открытка: рельсы метро на десятиметровой высоте проложены вдоль Кремлевской стены…
Но Городская дума «завернула» этот проект с резолюцией: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Говорят, что не последнюю роль в этом сыграли владельцы трамвайных парков.
В 1913 году уже сама Городская дума разработала проект метрополитена. Предполагалось построить три подземных линии: от Каланчевской площади (от трех вокзалов) до Брянского (Киевского) вокзала, от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ (до Павелецкого вокзала) и от Тверской заставы (Белорусского вокзала) до Калитников (в общем, до Курского вокзала).
Первый поезд Московского метроПроект, судя по всему, был хорошо продуман и технически обоснован. Он соединял метро с вокзалами, железнодорожными станциями, трамвайными линиями. Ни дать ни взять — нынешнее МЦК!.. Потому что и дореволюционный проект предполагал в перспективе «нарезание» круговых линий метро.
Приступили к строительству, но началась Первая мировая война. На память от этого проекта метро осталось лишь здание депо в Калитниках.
К метропланам вернулись только в 1931 году. На Пленуме ЦК ВКП (б) было принято решение о строительстве первой линии Московского метрополитена. Главным строителем назначили тогдашнего первого секретаря МГК партии Л. М. Кагановича.
Первая линия длиной более 11 километров была проложена от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую». По ней курсировали 12 четырехвагонных составов. Линия состояла из 13 станций, 17 вестибюлей и эскалаторов для подъема и спуска пассажиров.
Тоннели были глубокого заложения, хотя один из планов предполагал, говоря современными понятиями, строительство «легкого» метро. Но власти, видимо, догадываясь, что у метро будут не только чисто гражданские функции, распорядились уходить вглубь. И предчувствия не обманули! Во время Великой Отечественной войны глубокие тоннели и станции использовались как бомбоубежища. И не только спасли многие жизни, но и дали новые — за время авианалетов в метро родилось 217 детей.
Открытое строительство шахты метрополитена в МосквеИ строили не просто станции — дворцы! Основа — гранит и мрамор. Оформляли эти дворцы (нужно было бы, конечно, придумать какой-нибудь синоним, так как в предыдущем предложении я слово «дворцы» уже написал, но язык не поворачивается назвать эти творения «подземкой») лучшие архитекторы и художники. Среди них: Алексей Щусев, строитель Марфо-Мариинской обители, мавзолея Ленина и здания НКВД на Лубянке; Иван Фомин, один из основателей советского монументального классицизма; Владимир Гельфрейх и Владимир Щуко, создатели Большого Каменного моста и здания Библиотеки имени Ленина; Борис Иофан, автор «Дома на набережной» и санатория «Барвиха»; Павел Корин, творец «Руси уходящей» и триптиха "Александр Невский"; Евгений Лансере, Александр Дейнека, скульпторы — Вера Мухина, Николай Томский, Матвей Манизер, Евгений Вучетич, Георгий Мотовилов…
Метро планировали открыть к 17 годовщине революции — 7 ноября 1934 года. Однако не успели изготовить и установить все эскалаторы.
Первоначально Московский метрополитен носил имя Кагановича, который, как мы помним, возглавлял строительство подземки. Его еще называли «железным наркомом» — в 1935 году он был назначен народным комиссаром путей сообщения. Он говорил: «Наш Московский метрополитен замечателен именно тем, что там не просто мрамор, — нет, там не просто гранит, — нет, там не просто металл, — нет, там не только бетон, — нет! Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла и бетона, в каждой ступени эскалатора сквозит новая душа человека, наш социалистический труд, там наша кровь, наша любовь, наша борьба за нового человека, за социалистическое общество»…
На эскалаторе московского метроВ 1955 году Московскому метрополитену присвоили имя Ленина — наступили другие времена! А еще два года спустя «железный нарком» вообще был объявлен членом «антипартийной группы» (Маленкова — Кагановича — Молотова), снят со всех постов, а позднее и вовсе исключен из партии…
Чтоб солнце улыбалось
Бетону-кирпичу
И Лазарь Каганович
Нас хлопнул по плечу.
Это из песни о Московском метрополитене, написанной в 1936 году. А еще вспоминается «Песня старого извозчика» в исполнении Леонида Утесова:
Ну и как же это только получается?
Что-то в жизни перепуталось хитро:
Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся
От Сокольников до Парка на метро!..
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
У радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео