Украина.ру 7 мая 2018

От ABBA до Кончиты Вурст: как «Евровидение» превратилось в политический инструмент

Фото: Украина.ру
«Евровидение» давно вышло за рамки сугубо музыкального мероприятия. Если раньше участники завоёвывали сердца зрителей своими вокальными и артистическими талантами, то в последние годы посредством этого конкурса страны пытаются реализовать собственные политические интересы: обратить внимание на конкретную проблему, продемонстрировать свою самобытность или, наоборот, приверженность общемировой тенденции.
Голос — ничто, образ — всё  За свою 62-летнюю историю «Евровидение» стало трамплином для карьерного взлёта для многих артистов, в том числе легендарного шведского квартета АВВА. С конца 1990-х годов вокалисты стремились выделиться среди своих конкурентов, в основном исполняющих поп-музыку. В 2006 году выступление финской хард-рок группы Lordi в Копенгагене не оставило равнодушными зрителей, которые, по всей видимости, предпочитают альтернативную музыку, и принесло им победу.
В следующем десятилетии участники конкурса выделялись уже не столько как вокалисты, а как личности. Абсолютный рекорд по количеству набранных очков (758 баллов) установил триумфатор «Евровидения-2017» португалец Сальвадор Собрал, страдающий врождённым пороком сердца. Организаторы конкурса в Киеве даже сделали для него исключения из правил в связи с заболеванием: певец приехал в город к генеральному прогону и началу первого полуфинала, пропустив все репетиции полуфинала, а на пресс-конференциях его заменяла родная сестра Луиза, которая выступила автором песни.
На той же сцене должна была выступить ещё одна участница с особыми потребностями здоровья — россиянка Юлия Самойлова, которой в 13 лет поставили редкий диагноз спинальная амиотрофия Вердинга — Гофмана. Из-за атрофии мышц девушка передвигается на инвалидной коляске и постоянно нуждается в операциях, но это не мешает её творческим планам. Однако Служба безопасности Украины запретила Самойловой въезд в страну из-за посещения Крыма, российский статус которого Киев категорически не признаёт.
В 2014 году умы аудитории «Евровидения» занимали не размышления над тем, какая песня станет лучшей, а появление на сцене австрийца Тома Нойвирта в образе бородатой женщины Кончиты Вурст. Более того, его композиция Rise Like a Phoenix была направлена на поддержку людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Неизвестно, что имело первостепенное значение — образ или песня, — но артист, или артистка, одержал (-а) победу и завоевал (-а) право для Вены принять конкурс в 2015 году. В дальнейшем ни одна песня Кончиты не входила в топы музыкальных чартов, зато новости о положительном ВИЧ-статусе певца и решении вернуться к образу мужчины живо обсуждали все, кому не лень.
Правила для всех равны, но для кого-то равнее
Регламент конкурса давно подвергается критике, прежде всего из-за неспособности искоренить так называемое соседское голосование. По правилам зрители могут поддержать любого участника, кроме того, кто представляет страну, в которой они находятся (то есть россияне могут позвонить или отправить сообщение за своего соотечественника, если в день полуфинала или финала смотрят трансляцию за пределами Родины), а затем количество голосов переводят в балльную систему. Традиционно наивысшую оценку друг другу отдают скандинавские государства, Кипр и Греция, Румыния и Молдавия, Великобритания и Ирландия, бывшие республики Югославии. Все привыкли, что представителя России поддерживают Белоруссия и Армения, а 12 баллов от Эстонии или Латвии вызывает приятное удивление, поскольку балтийские политики достаточно критически высказываются об РФ.
Практика двух полуфиналов должно было покончить с соседским принципом, но было тщетно. Затем организаторы ввели принцип голосования 50/50, то есть победителя определяют по сумме голосов, полученных от зрителей и профессионального жюри. Примечательно, что в первый раз его применения в 2008 году победа впервые досталась России. Конечно же, этот факт вызвал шквал критики: недовольные результатами конкурса утверждали, что Дима Билан выиграл за счёт поддержки постсоветских республик, но позже директор телеканала «Евровидение» Бьёрн Эриксен заявил, что победу россиянину принесли голоса 38 стран-участниц.
Впрочем новая система голосования нередко путает все карты. На «Евровидении-2016» в Стокгольме судьи от Дании по ошибке выставили представительнице Украины Джамале 12 баллов, хотя изначально не планировали отдавать ей ни одного балла, а конкурсанту от России Сергею Лазареву должны были поставить 3 балла, а не 0 баллов, как в окончательном протоколе. Однако действия датского жюри не оказали влияния на распределение мест.
Стоит отметить, что новая система подсчета голосов продемонстрировала парадокс: по итогам голосования экспертов лидирующую позицию занимала представительница Австралии Дэми Им, приз зрительских симпатий достался Сергею Лазареву, а победительницей «Евровидения-2016» стала Джамала.
В адрес крымскотатарской певицы, представлявшей Украину, и до, и после состязания было немало вопросов. По просьбе российской стороны оргкомитет «Евровидения» проверил её композицию «1944», посвящённую депортации крымских татар во времена правления Иосифа Сталина на политическое содержание, и не обнаружил какого-либо нарушения регламента, поскольку песня касается исторического события. Однако после окончания «Евровидения» президент Украины Пётр Порошенко признался, что изначально песня называлась «Крым наш». Факт нарушения правил в разговоре с пранкерами Вованом и Лексусом подтвердила и сама Джамала. Она заявила, что на самом деле композиция посвящена не изгнанию татар, а референдуму 2014 года.
Ещё перед началом конкурса в шведской столице, Киев объявил, что откажется от участия в следующем году, если он будет проходить в России. Несмотря на запрет, прописанный в регламенте, на проведение мероприятия в стране, на территории которой ведутся боевые действия, Украина всё-таки получила право принять «Евровидение» в 2017 году. Если бы организаторы «вспомнили» об этом пункте, то его перенесли бы в Россию, а она на тот момент уже стала чуть ли не главным мировым злом после присоединения Крыма и два года находилась под западными санкциями. В такой ситуации оргкомитету проще нарушить собственные правила, чем идти на встречу Москве, которая кстати в 2009 года провела «Евровидение» на высоком уровне.
Зато Киев как принимающая сторона в полной мере продемонстрировал политику двойных стандартов. Согласно регламенту, страна— хозяйка должна обеспечить возможность въезда всем участникам и сопровождающим лицам. Запрет Юлии Самойловой посещать Украину стала прецедентом в истории конкурса, который проводится с 1956 года. Европейский вещательный союз не смог повлиять на Киев и предложил россиянке выступить в прямом эфире из Москвы, но она категорически исключила этот вариант и напомнила, что исполнение песни на сцене столицы «Евровидения» — это обязательное условие.
В свою очередь, власти Украины призвали Москву направить другого исполнителя, но получила категорический отказ. Тогда Европейский вещательный союз официально объявил об отказе России участвовать в «Евровидении», а Первый канал принял решение не транслировать конкурс 2017 года. Впоследствии Европейский вещательный союз оштрафовал Украину (по имеющейся информации, сумму составила €200 тысяч) за большие задержки в организации вокального конкурса и недостаточное взаимодействие с организаторами по вопросу участия россиянки. В то же время Украина не препятствовала приезду участника от Болгарии Кристиану Костову, который также выступал в Крыму и имеет гражданство РФ. Разницу в подходах к артистам официальный представитель Государственной погранслужбы Украины Олег Слободян объяснил тем, что на момент посещения Крыма Костову было 14 лет и его не сопровождали родители.
«Все на борт»
Именно под таким девизом пройдёт открывшееся вчера в Лиссабоне «Евровидение-2018». Борьба за победу развернётся на арене Altice в Парке Наций среди представителей 43 стран.
В финал автоматически проходят участники от пятёрки государств-основателей конкурса: Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании. 37 артистов примут участие в двух полуфиналах, по итогам которых в итоговую стадию пройдут только 20. По итогам жеребьёвки 8 мая выступят Азербайджан, Исландия, Албания, Бельгия, Чехия, Литва, Израиль, Белоруссия, Эстония, Болгария, Македония, Хорватия, Австрия, Греция, Финляндия, Армения, Швейцария, Ирландия и Кипр, а 10 мая — Норвегия, Румыния, Сербия, Сан-Марино, Дания, Россия, Молдавия, Голландия, Австралия, Грузия, Польша, Мальта, Венгрия, Латвия, Швеция, Черногория, Словения и Украина.
Фаворитом «Евровидения-2018» называют израильтянку Нетту Барзилай, клип на её композицию «Тоу» посмотрели почти 19 млн пользователей Youtube.
Российская делегация призналась, что не ставит перед собой цель победить и завоевать право на проведение конкурса. «В не очень хорошей с политической точки зрения ситуации эти обстоятельства дают нам возможность ещё раз — со сцены „Евровидения“ — рассказать о себе, о русских, спеть то, что нас волнует. Вот какая задача стоит перед нами», — заявил Главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрий Аксюта.
Среди участников нынешнего соревнования есть как дебютанты, так и хорошо знакомые зрителям артисты. Спустя девять лет после победы в Москве честь Норвегии снова будет защищать уроженец Белоруссии Александр Рыбак.
На сцене в Лиссабоне выступят сразу трое украинский певцов, правда представлять они будут разные страны. От Украины на «Евровидение-2018» приехал Константин Бочаров, известный под псевдонимом Melovin, который прославился благодаря победе в украинском шоу «X-фактор». В прошлом году он также участвовал в национальном отборе, но занял третье место. Полуфиналист украинского проекта «Голос страны» Alekseev, чья композиции «Пьяное солнце» долго занимала верхние строчки хит-парадов, будет сражаться за победу Белоруссии. Он исполнит англоязычную версию своей песни «Навсегда». Наконец, от Армении выступит Севак Ханагян, который победил в седьмом сезоне украинского вокального шоу «Х-фактор» в 2016 году, годом ранее он участвовал в российском телепроекте «Главная сцена» и дошёл до 1/4 финала, но на этом не остановился и прошёл кастинг в проект «Голос», попав в команду Полины Гагариной. Он споёт в Лиссабоне песню «Ветер» на армянском языке.
Государства традиционно рассматривали спорт и культуру как элементы мягкой силы для укрепления связей между народами. К сожалению, сегодня эти сферы, которые могли бы стать эффективными инструментами для восстановления подорванного доверия между Россией и Западом, превратились в дополнительную дубинку для наказания стран, которые, по мнению отдельных политиков, живут не по установленным им правилам.
Комментарии
Читайте также
Повышение цен на газ для населения может вынудить украинцев покинуть страну
Воробьев: ХК «Динамо» посвятил победу над «Витязем» погибшему массажисту команды
Лучшее за день. 18 сентября
Каждому третьему японцу больше 65 лет