В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Супермаркет против рынка: Минпромторг хочет упразднить сельскохозяйственные рынки

«Производство суррогатных продуктов можно удешевить до крайности, если прежде создать суррогат потребителя».
Супермаркет против рынка: Минпромторг хочет упразднить сельскохозяйственные рынки
Фото: 7dach.ru7dach.ru
Веслав Брудзиньский
Сегодня слово «дефицит» стало архаичным понятием. Многие наши граждане никогда не видели продуктовых талонов. Разнообразные, красиво упакованные продукты сейчас можно купить везде: от так называемых магазинов шаговой доступности рядом с домом – до крупных сетевых супер- и гипермаркетов. Жизнь изменилась и вроде бы всё хорошо.
Где вы покупаете продукты?
Но, как известно, у любой медали есть и вторая сторона. Где вы чаще всего покупаете продукты питания? Согласно всезнающей статистике, четверть населения нашей страны сегодня пополняет свой холодильник исключительно в сетевых продуктовых магазинах.
И в последнее время процент покупателей в супермаркетах растёт с каждым годом – в сравнении с 2011 годом количество покупок в сетевых продуктовых магазинах увеличилось на 6,6 %. Растёт не только количество покупателей, расширяются и сами сети магазинов, проникая в самые отдалённые уголки нашей необъятной страны.
Люди всё чаще отправляются за покупками в супермаркет
Сначала стали пропадать специализированные магазины – «Молоко», булочные, рыбный «Океан». Потом не выдержали конкуренции небольшие «нарайонные» продуктовые магазинчики, появившиеся в огромном количестве в 90-е годы.
Теперь (Минпромторг) выступило с законодательной инициативой об упразднении сельскохозяйственных рынков и отмене самого юридического понятия «сельскохозяйственный рынок» (по мнению сотрудников министерства, оно устарело и не отвечает современным требованиям потребителей), а также о лишении фермеров привилегий в торговле на розничных и мелкооптовых рынках универсального назначения.
Фермеров хотят лишить возможности реализовывать свою продукцию
Для справки: По закону «О розничных рынках» от 2006 года фермерским хозяйствам и фермерским объединениям должны предоставляться не менее 50 % площадей рынков универсального назначения. Кроме того, фермеры имеют право торговать своей продукцией на рынках прямо с машин.
противПротив отмены этих привилегий выступило другое министерство – сельского хозяйства. По мнению его чиновников, это усложнит, а во многих случаях и полностью лишит возможности сбыта своей продукции небольшие крестьянские фермерские хозяйства. Ведь сельскохозяйственные рынки для многих из них – единственная возможность продать то, что ими выращено. Попасть в поставщики крупных ритейлеров для фермера невозможно, содержать собственный магазин – невыгодно.
Для небольших фермерских хозяйств сельскохозяйственные рынки - единственная возможность реализовать свою продукцию
Для небольших фермерских хозяйств сельскохозяйственные рынки — единственная возможность реализовать свою продукцию
Даже заключать договора поставок на постоянной основе с магазинами фермерских товаров многим мелким фермерским хозяйствам сложно: мешает невозможность регулярных ежедневных или еженедельных поставок – слишком мало продукции по меркам магазинов может предоставить обычный фермер.
Почему супермаркеты выигрываютКак ни странно, рост количества крупных сетевых продуктовых магазинов связан со снижением покупательской способности наших граждан, а не с тем, что «жить стало лучше, жить стало веселее». Отсутствие повального дефицита и изобилие на полках современных магазинов – только кажущееся благополучие.
Последовательные экономические кризисы 2008 и 2013 годов привели к тому, что 70 % населения страны на продукты питания тратят более 60 % своего дохода. А при покупке выбирают более дешёвые бренды.
Крупные торговые сети предоставляют широкий выбор и низкие цены
Продукты по более низким ценам потребителям могут предоставить только крупные игроки розничного продуктового рынка. Например, в 2017 году более 70 % покупателей супермаркетов предпочитали так называемые собственные торговые марки крупных торговых сетей. Но тут-то и вступает в действие «другая сторона медали».
Красивая упаковка и содержимоеНизкая цена на продукты в супермаркетах не может взяться с потолка. Для снижения цены при производстве используются более дешёвые составляющие, сырьё и добавки – улучшающие, стабилизирующие, эмульгирующие, придающие вкус, окрашивающие, сохраняющие цвет и прочая, и прочая.
Большая часть молочных продуктов на полках магазинов может оказаться суррогатами
Многие современные продукты – уже совсем не то, чем кажутся. По данным независимых проверок качества продуктов, проводимых союзом потребителей «Росконтроль», до 70 % того, что мы видим на полках магазинов – разнообразные фальсификаты, суррогаты и эрзац-продукты. Особенно это касается «молочки».
Минсельхоз неоднократно пытался ввести технические регламенты, определяющие, что можно называть молоком, творогом, сметаной, сыром, вином, а что – только сметанным, сырным или винным продуктом. А главное – обязать производителей писать состав продукта на упаковке, не использовать названия «молочный», «сливочный» на тех продуктах, в составе которых есть жир «зверя по имени пальма», и расставлять эрзац-продукцию на полках отдельно от нормальной.
Фермерские и собственные продукты отличаются от предложений супермаркетов
Именно поэтому выращивание на даче собственных фруктов-овощей по-прежнему популярно, несмотря на продуктовое изобилие: если во времена советского дефицита дача была дополнительным способом прокормить семью, то сегодня стала возможностью получить «чистые», не суррогатные продукты.