Войти в почту

Эксперты не ожидают скачка цен на товары в РФ из-за внедрения единой системы маркировки

МОСКВА, 12 апреля. /ТАСС/. Внедрение единой системы маркировки и прослеживаемости товаров не приведет к скачку цен на продукцию для конечных потребителей, считают опрошенные ТАСС эксперты. В настоящее время Минпромторг дорабатывает проект концепции создания такой системы, которая должна заработать в России к 2024 году. В частности, в ведомстве обсуждают перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке, в том числе приоритетную группу. По мнению экспертов, ожидать скачка цен на товары, которые войдут в данный перечень, не стоит - если рост и будет, то минимальный. "Если даже будет незначительное изменение цен, то в пределах инфляционных показателей, наблюдающихся в экономике России. Это видно на примере внедрения маркировки на пилотных проектах - меховых изделий, лекарств. Они показали, что цена на товары практически не изменилась", - считает зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко. Глава профсоюза предпринимателей "Лига свободы" Владлен Максимов в этой связи привел в пример пилотный проект цифровой маркировки табака, оператором которого является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ): "На мой взгляд, вариант с цифровой маркировкой табачной продукции из всех, которые были предложены - марки и прочее - является самым щадящим для бизнеса, в связи с этим значительных обоснований для подорожания продукции я не вижу". Более конкретные цифры смог назвать ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман, по мнению которого маркировка с полной необходимой информацией может добавить до 5% к стоимости различных видов продукции. "Размер увеличения цены зависит от многих факторов. Среди способов маркировки наиболее затратны те, которые относятся к технологически сложным. Однако они и более надежны, и вмещают больший объем информации по сравнению с традиционными, например, с нецифровыми штрих-кодами", - отметил он. Борьба с контрафактом Внедрение цифровой маркировки товаров должно происходить, прежде всего, в тех отраслях, где наблюдается больше всего контрафактной продукции, считают эксперты. "Целесообразность маркировки конкретных видов продукции зависит, прежде всего, от того, насколько она отвечает интересам конечного потребителя. Критерии этого - назначение товара и уровень его фальсификата в торговых сетях", - заявил Гойхман. Такого же мнения придерживается и Тимченко, отмечая, что в первую очередь цифровую маркировку нужно вводить для тех видов товаров, которые непосредственно влияют на жизнь и здоровье человека. "Маркировка позволит убрать из продажи фальсификат, который может нанести вред здоровью человека, позволит легализовать рынок товаров, которыми гражданами пользуются в повседневной жизни", - подчеркнул он. В свою очередь глава профсоюза предпринимателей Максимов отмечает, что в данном вопросе нужно опираться на мнение предпринимательского сообщества: "К примеру, производители обуви говорят о том, что не могут справиться с потоком контрафактной продукции. Значит, здесь необходимо внедрение маркировки для борьбы с нелегальным рынком, что в конечном счете обезопасит потребителя от риска приобретения некачественного продукта". О внедрении системы маркировки Разработкой единой национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который назначен оператором системы. Как отмечают в ЦРПТ, технология проекта маркировки разрабатывалась совместно с бизнесом для сокращения дополнительных инвестиций и минимизации влияния на операционные процессы всех участников. В феврале 2017 года в России стартовал пилотный проект по электронной маркировке лекарственных средств, а с 2020 года маркировка лекарств станет обязательной. В январе 2018 года в России запущен пилотный проект по маркировке сигарет. До конца года будут подведены его итоги и определены сроки обязательного внедрения системы. В рамках пилота используется двухмерный код в формате DataMatrix, который наносится непосредственно на упаковку товара и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.