Войти в почту

Религиозные праздники 17 марта

Благоверный князь Даниил Московский О жизни московского князя Даниила Александровича известно очень мало. Но для святых русских князей это не редкость — о некоторых из них в летописях не осталось ничего, кроме имен и дат. Святые князья — вообще особый чин русских святых. Почитание их достигло пика во времена монгольского ига и прекратилось вместе с ним — к концу XV века. В первое же столетие жизни под властью Орды, когда с разрушением монастырей монашеская святость ушла "под спуд", служение князей стало не только национальным, но и церковным. В Греческой церкви канонизировано немало императоров и императриц, они были для Византии как бы воплощенным идеалом теократического царского служения. Но русский удельный князь — отнюдь не царь. Его власть была ограничена вечем, дружиной, церковной иерархией. Он был человеком служилым, прежде всего военным и политиком. Кстати, как только великие князья Московские стали царями, святых правителей на Руси — до Николая II — больше не было. Несмотря на все благочестие некоторых из них. Так что канонизация русских князей не имеет ничего общего с освящением власти, или национальных и политических заслуг: тех, кто больше всего сделал для славы и единства Руси — Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха — среди святых как раз нет. Зато есть князь Даниил, первый Рюрикович на Московском княжеском престоле, давший начало династии, которой суждено было править Россией 300 лет. Родился он в 1261 году во Владимире и был четвертым сыном великого князя Александра Невского. Двух лет от роду он лишился отца, и воспитывал его, согласно Тверской грамоте 1408 года, дядя — Тверской князь Ярослав Ярославич, а назначенной ему в наследство Москвой правили тиуны – княжеские управители. Даниилу было 10 лет, когда в 1272 году при разделе владений после смерти дяди братья оставили ему лишь бедный и незначительный городок Москву с прилегающими землями — худшее из наследий Александра Невского, по сравнению с Владимиром, Переяславлем и Суздалем. Никакими особыми доблестями и талантами юный князь Даниил не блистал, разве что, когда братья вовлекали его в очередную усобицу, ему удивительным образом часто удавалось избегать кровопролития, как в 1282 году, когда войска четырех князей в борьбе за Владимирское княжение сошлись под Дмитровом, но не дойдя до братоубийства, заключили мир (кстати, это первые исторические сведения о князе Данииле как о самостоятельной политической фигуре). Так было и в 1292 году, когда после смерти Владимирского князя Дмитрия князья в очередной раз перессорились, но епископы Симеон Владимирский и Измаил Сарский, взяв сторону Даниила, убедили его противников, что они не правы, и дело опять обошлось без войны. В 1296 году князя Даниила позвали править в Новгород. Сам он не поехал — послал своего сына Ивана, будущего Ивана Калиту. А в 1303 году произошло неслыханное по тем временам событие: умирая бездетным, племянник Даниила князь Иван завещал ему свое Переяславльское княжество вместе с Дмитровом – первое после Ростовского на тогдашней Руси, хотя Владимирский князь Андрей имел на него свои виды и даже ездил в Орду, пытаясь "отжать" наследство. Но у него ничего не вышло. Так без войн и крови Московское княжество из самого захудалого стало самым значительным и начало постепенно притягивать к себе другие русские земли. Умер князь Даниил в 1303 году, по примеру отца приняв перед смертью монашество и схиму, и был похоронен в основанном им на берегу Москвы-реки Свято-Даниловом монастыре, посвященном его небесному покровителю святому Даниилу Столпнику. Монастырь со временем пришел в упадок и запустение, могила князя затерялась. При Иване Грозном вспомнили было родоначальника династии и даже хотели канонизировать, Но дело это не быстрое, а тут началась Смута… Мощи князя Даниила были обретены в 1652 году, при царе Алексее Михайловиче, а к лику святых его причислили только в конце XVIII века. Святой Патрик Святого Патрика, покровителя Ирландии и Нигерии почитают не только католики, но и протестанты и православные. По всему миру ему посвящено множество храмов, и самый известный из них – собор святого Патрика в Дублине, построенный в 1191 году, настоятелем которого в XVIII был Джонатан Свифт. О себе он рассказал сам в "Исповеди". В ней он называет себя сыном диакона и внуком священника. Ему было лет шестнадцать, когда его похитили пираты и вместе с тысячами других рабов угнали на работу в Ирландию, где Патрик, по его собственным словам, в детстве и юношестве не знавший истинного Бога, за годы рабства обратился к нему, проводил дни и ночи в непрестанных молитвах. Через шесть лет ему удалось бежать в Галлию. В Ирландию он вернулся в 432 году уже епископом — проповедовать Евангелие "язычникам на краю земли". В "Исповеди" Патрик говорит о тысячах совершенных им крещений, упоминает, что однажды со своими спутниками две недели сидел в тюрьме в кандалах. Его первоначальная паства состояла в основном из молодежи, женщин и рабов, то есть из довольно маргинальных слоев общества. Он основал несколько сотен церквей, а принявших от него крещение ирландцев было больше 120 000. Миссионерство стало делом его жизни. С его именем связано множество легенд вроде той, что он с помощью трилистника объяснял ирландцам смысл Святой Троицы. Сведения о дате его смерти в разных источниках расходятся, место кончины и захоронения также достоверно неизвестны. Одно время его почти забыли. Но в XX веке началось возрождение памяти святого Патрика и собора кельтских святых. Одним из первых говорить о них стал архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович). Его интерес к древним подвижникам увлек многих современников. Его духовный ученик, американец-иеромонаха Серафим (Роуз) писал: "Мы не должны думать: "А, это все было давно, тогда это вдохновляло, но теперь — какая в этом польза?" Наоборот, в деятельности святого Патрика мы должны увидеть деятельность христианина нашего времени, деятельность души, которая горит ревностью и любовью к Богу". День святого Патрика отмечается в Ирландии, Северной Ирландии и в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор как государственный праздник. В 2017 году Синод Русской православной церкви внес имя святого Патрика (Патрикия) в православные святцы.