Парламентская газета 8 марта 2018

День 8 марта в истории

Фото: Парламентская газета
Международный женский день.
Идея проведения Международного женского дня возникла в начале ХХ века. Ровно 110 лет назад 15 тысяч женщин вышли в Нью-Йорке на демонстрацию с требованиями сокращения продолжительности рабочего дня, лучших условий оплаты, права участвовать в выборах и искоренения детского труда. В мае 1908 года Социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем, который отмечался до 1913 года.
С инициативой учреждения Международного женского дня выступила в 1910 году немецкая активистка Клара Цеткин на заседании Социалистического Интернационала в Копенгагене. Это предложение получило единодушную поддержку всех участниц конференции. Впервые Международный день отметили 19 марта 1911 году жительницы Австрии, Дании, Германии и Швейцарии.
В 1913 году в рамках движения за мир, которое зародилось накануне Первой мировой войны, российские женщины отметили свой первый Международный женский день.
В первые годы советской власти этот праздник носил название Международный день работниц, а в конце 1920-х годов вновь стал называться Международным женским днём. В 1965 году указом Президиума Верховного Совета СССР 8 марта был объявлен нерабочим днем. И сейчас согласно Трудовому кодексу РФ от 30 декабря 2001 года он остаётся праздничным нерабочим днём.
30 лет назад (1988) семья Овечкиных совершила попытку захвата самолёта Ту-154.
Многодетная семья Овечкиных жила в Иркутске. Почти все дети посещали музыкальную школу. В 1983 году они организовали семейный ансамбль «Семь Симеонов», который получил всесоюзную известность после участия во всесоюзном фестивале «Джаз-85» в Тбилиси и телепередаче «Шире круг».
После гастролей заграницу Овечкины приняли решение уехать навсегда из СССР. Для осуществления своих планов они решили угнать самолёт.
8 марта 1988 года Нинель Овечкина и 10 её детей сели в самолёт, летящий рейсом Иркутск — Курган — Ленинград. Оружие — два обреза из охотничьих ружей с сотней патронов и самодельные бомбы — им удалось пронести в футляре контрабаса. На борту, помимо угонщиков, были 65 пассажиров и 8 членов экипажа.
При приближении к Ленинграду один из братьев передал бортпроводнице записку с требованием изменить курс и лететь в Лондон иначе они взорвут самолёт. После переговоров террористов удалось убедить разрешить посадку для дозаправки на территории Финляндии. Однако самолёт приземлился недалеко от финской границы на военном аэродроме Вещево. Увидев в иллюминаторы советских солдат, Дмитрий Овечкин застрелил стюардессу Тамару Жаркую и вместе с братьями попытался выломать дверь в кабину пилотов.
Сотрудники специального подразделения патрульно-постовой службы милиции ГУВД Леноблисполкома начали штурм самолёта. Группе захвата не удалось помешать террористам привести в действие бомбу, с помощью которой они пытались покончить с собой, однако попытка закончилась неудачно. Позднее пять террористов застрелились.
В результате теракта погибли 9 человек (Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей), бортпроводница и трое пассажиров. Ранения и травмы различной тяжести получили 19 человек.
50 лет назад (1968) затонула советская дизельная подводная лодка К‑129.
Субмарина Тихоокеанского флота ВМФ СССР находилась на боевом патрулировании в районе Гавайских островов. По разным данным, на её борту находились от 96 до 98 членов экипажа.
Существует несколько версий гибели подлодки: столкновение с американской субмариной Swordfish или надводным судном, взрыв аккумуляторных батарей.
Поисковая операция, организованная СССР, никаких результатов не принесла. Позднее координаты места гибели К-129 обнаружили американцы, а в 1974 году им удалось поднять два носовых отсека подлодки.
77 лет назад (1941) основан Лётно-исследовательский институт (ЛИИ им. М. М. Громова).
Институт был создан постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВПК (б) на базе подразделений Центрального аэрогидродинамического института и аэродрома «Раменское». Первым начальником ЛИИ был назначен шеф-пилот Герой Советского Союза Михаил Громов.
В институте проводились испытания первых отечественных реактивных истребителей, созданных в 1940-1950-х годах в ОКБ А. И. Микояна, С. А. Лавочкина, А. С. Яковлева и ОКБ П. О. Сухого. В стенах ЛИИ имени М. М. Громова готовили первый отряд космонавтов. Существенный вклад специалисты института внесли в развитие беспилотной авиационной техники, а также в создание первых в стране аварийных самописцев — «черных ящиков».
В 1947 году при ЛИИ была организована Школа летчиков-испытателей. Это  единственное учебное заведение в России по подготовке летчиков-испытателей и специалистов-испытателей экспериментальной авиации.
Сегодня Лётно-исследовательский институт им. М. М. Громова является головным предприятием авиационной промышленности по научно-методическому и технологическому обеспечению и проведению комплексных исследований и испытаний авиационной техники.
104 года назад (1914) вышел в свет первый номер журнала «Работница».
Он был учреждён по инициативе Владимира Ленина для «защиты интересов женского рабочего движения и пропаганды взглядов рабочего движения». В первый год вышло 7 номеров журнала, три из которых были кофискованы полицией. В июле 1914 года выпуск издания был приостановлен и возобновлён в 1918 году как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б). В 1943 году «Работница» стала ежемесячным журналом.
Сегодня это общественно-политический и литературно-художественный журнал для женщин. Издаётся тиражом около 35 тысяч экземпляров.
Комментарии
Читайте также
Елка — живая или искусственная?
8 стильных подарков для ценителей домашнего уюта
Эксперт: На интеграцию Украины во внутренний рынок ЕС можно даже не надеяться
Захарова прокомментировала откровения журналистки BBC
Последние новости
УПЦ отказалась признать созданную на Украине автокефальную церковь
Пушков прокомментировал резолюции против «Северного потока — 2»
Россия не вернётся в ПАСЕ, пока национальным делегациям не предоставят равные права, заявил Володин