Войти в почту

Международный женский день. Идея проведения Международного женского дня возникла в начале ХХ века. Ровно 110 лет назад 15 тысяч женщин вышли в Нью-Йорке на демонстрацию с требованиями сокращения продолжительности рабочего дня, лучших условий оплаты, права участвовать в выборах и искоренения детского труда. В мае 1908 года Социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным женским днем, который отмечался до 1913 года. С инициативой учреждения Международного женского дня выступила в 1910 году немецкая активистка Клара Цеткин на заседании Социалистического Интернационала в Копенгагене. Это предложение получило единодушную поддержку всех участниц конференции. Впервые Международный день отметили 19 марта 1911 году жительницы Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. В 1913 году в рамках движения за мир, которое зародилось накануне Первой мировой войны, российские женщины отметили свой первый Международный женский день. В первые годы советской власти этот праздник носил название Международный день работниц, а в конце 1920-х годов вновь стал называться Международным женским днём. В 1965 году указом Президиума Верховного Совета СССР 8 марта был объявлен нерабочим днем. И сейчас согласно Трудовому кодексу РФ от 30 декабря 2001 года он остаётся праздничным нерабочим днём. 30 лет назад (1988) семья Овечкиных совершила попытку захвата самолёта Ту-154. Многодетная семья Овечкиных жила в Иркутске. Почти все дети посещали музыкальную школу. В 1983 году они организовали семейный ансамбль «Семь Симеонов», который получил всесоюзную известность после участия во всесоюзном фестивале «Джаз-85» в Тбилиси и телепередаче «Шире круг». После гастролей заграницу Овечкины приняли решение уехать навсегда из СССР. Для осуществления своих планов они решили угнать самолёт. 8 марта 1988 года Нинель Овечкина и 10 её детей сели в самолёт, летящий рейсом Иркутск — Курган — Ленинград. Оружие — два обреза из охотничьих ружей с сотней патронов и самодельные бомбы — им удалось пронести в футляре контрабаса. На борту, помимо угонщиков, были 65 пассажиров и 8 членов экипажа. При приближении к Ленинграду один из братьев передал бортпроводнице записку с требованием изменить курс и лететь в Лондон иначе они взорвут самолёт. После переговоров террористов удалось убедить разрешить посадку для дозаправки на территории Финляндии. Однако самолёт приземлился недалеко от финской границы на военном аэродроме Вещево. Увидев в иллюминаторы советских солдат, Дмитрий Овечкин застрелил стюардессу Тамару Жаркую и вместе с братьями попытался выломать дверь в кабину пилотов. Сотрудники специального подразделения патрульно-постовой службы милиции ГУВД Леноблисполкома начали штурм самолёта. Группе захвата не удалось помешать террористам привести в действие бомбу, с помощью которой они пытались покончить с собой, однако попытка закончилась неудачно. Позднее пять террористов застрелились. В результате теракта погибли 9 человек (Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей), бортпроводница и трое пассажиров. Ранения и травмы различной тяжести получили 19 человек. 50 лет назад (1968) затонула советская дизельная подводная лодка К‑129. Субмарина Тихоокеанского флота ВМФ СССР находилась на боевом патрулировании в районе Гавайских островов. По разным данным, на её борту находились от 96 до 98 членов экипажа. Существует несколько версий гибели подлодки: столкновение с американской субмариной Swordfish или надводным судном, взрыв аккумуляторных батарей. Поисковая операция, организованная СССР, никаких результатов не принесла. Позднее координаты места гибели К-129 обнаружили американцы, а в 1974 году им удалось поднять два носовых отсека подлодки. 77 лет назад (1941) основан Лётно-исследовательский институт (ЛИИ им. М. М. Громова). Институт был создан постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВПК(б) на базе подразделений Центрального аэрогидродинамического института и аэродрома «Раменское». Первым начальником ЛИИ был назначен шеф-пилот Герой Советского Союза Михаил Громов. В институте проводились испытания первых отечественных реактивных истребителей, созданных в 1940-1950-х годах в ОКБ А.И. Микояна, С.А. Лавочкина, А.С. Яковлева и ОКБ П.О. Сухого. В стенах ЛИИ имени М.М. Громова готовили первый отряд космонавтов. Существенный вклад специалисты института внесли в развитие беспилотной авиационной техники, а также в создание первых в стране аварийных самописцев — «черных ящиков». В 1947 году при ЛИИ была организована Школа летчиков-испытателей. Это единственное учебное заведение в России по подготовке летчиков-испытателей и специалистов-испытателей экспериментальной авиации. Сегодня Лётно-исследовательский институт им. М.М. Громова является головным предприятием авиационной промышленности по научно-методическому и технологическому обеспечению и проведению комплексных исследований и испытаний авиационной техники. 104 года назад (1914) вышел в свет первый номер журнала «Работница». Он был учреждён по инициативе Владимира Ленина для «защиты интересов женского рабочего движения и пропаганды взглядов рабочего движения». В первый год вышло 7 номеров журнала, три из которых были кофискованы полицией. В июле 1914 года выпуск издания был приостановлен и возобновлён в 1918 году как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б). В 1943 году «Работница» стала ежемесячным журналом. Сегодня это общественно-политический и литературно-художественный журнал для женщин. Издаётся тиражом около 35 тысяч экземпляров.

День 8 марта в истории
© Парламентская газета