Войти в почту

Таможне нужно уходить от «палочной» системы и повышать открытость управления рисками

Облик Федеральной таможенной службы (ФТС) за последние несколько лет существенно изменился в лучшую сторону. Ведомство внедрило в своей работе систему управления рисками, активно использует цифровые технологии и прислушивается к мнению бизнеса и граждан. Однако контрольно-надзорная деятельность ФТС всё ещё нуждается в совершенствовании: необходим уход от «палочной» системы и внедрение новой модели оценки результативности работы, а также повышение прозрачности модели рисков. Об этом сказал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 2 марта на итоговом заседании коллегии ФТС. Система управления рисками внедряется в таможне с 2014 года, и во многом практики, которые служба нарабатывает, показательны и являются ориентирами для других надзорных ведомств, отметил Михаил Абызов, курирующий реформу контрольно-надзорной деятельности. За прошлый год таможня перешла на трёхуровневую систему управления рисками, что положительно сказывается на объёме таможенного оформления через «зелёный коридор». Кроме того, служба развернула большую работу по профилактике нарушений: за прошлый год на федеральном и региональном уровнях было проведено 30 профилактических мероприятий, на которых поднадзорным субъектам, участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) были представлены правоприменительные практики. Это всё сформировало за последнее время совсем новый облик таможни. В том числе и для делового сообщества, которое активно включилось в эту работу. У нас работает общественный совет при ФТС, экспертно-консультативный совет. Программа развития таможенной службы до 2020 года была подготовлена совместно с бизнесом. Это означает, что, реализуя эту программу, мы будем, в том числе, тщательнее и внимательнее относиться ко всем отклонениям и новым возможностям, которые появляются», — отметил Михаил Абызов. Беспрецедентную открытость таможенной службы подчеркнул и председатель общественного совета при ФТС Леонид Лозбенко. Совет, по его словам, с одной стороны, является площадкой для обсуждения и выработки предложений и инициатив в области таможенного администрирования, а с другой стороны, осуществляет оценку деятельности ФТС. Участие в общественном совете представителей самых разных сфер внешнеэкономической деятельности — предпринимателей, представителей общественных объединений, руководителей крупнейших социально значимых компаний и СМИ даёт возможность оценивать работу ФТС с разных точек зрения. Служба и её руководство демонстрируют беспрецедентную открытость с точки зрения обмена информацией и проведения не только формальных заседаний, но и неформальных встреч с участием первых лиц. Совет готов выступить не только общественным контролёром, но и помощником ФТС в реализации комплексной программы развития», — сказал Леонид Лозбенко. Высокий уровень взаимодействия ФТС с бизнес-сообществом отметил, в свою очередь, глава Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин. По словам Михаила Абызова, многое сделано таможней по актуализации таможенного законодательства. В этом году произошёл переход на работу в рамках нового Таможенного кодекса. Михаил Абызов добавил, что совместно с Министерством финансов и Министерством экономического развития в течение года была проведена работа по оценке фактического воздействия норм, заложенных в новом кодексе, чтобы определить возможно избыточные требования, которые подлежат корректировке и актуализации. ФТС является активным участником реформы, реализация которой проходит в рамках системы "Открытое правительство" и направлена на снижение административной нагрузки на бизнес. Хочу отметить заметное изменение содержания и тональности нашего диалога с бизнесом, направленного на поддержание атмосферы доверия и создание бесконфликтной среды. Конструктивный диалог с бизнес-сообществом позволяет нам находить оптимальные решения, отвечающие интересам как государства, так и участников внешнеэкономической деятельности», — отметил руководитель ФТС Владимир Булавин. Михаил Абызов констатировал рост числа проверок, проводимых ФТС. Министр напомнил, что в своём послании Федеральному Собранию президент РФ, напротив, призвал к уходу от традиционных проверок. Михаил Абызов также напомнил о поручении главы государства ограничить объёмы внеплановых проверок до 30% от объёма плановых. Выполнить это поручение службе будет сложно, считает министр. За прошлый год число плановых проверок ФТС возросло на 31% и составило 4,5 тыс. Внеплановые проверки составили 53,2 тыс. Эти цифры показывают, что выполнение тех задач, которые были поставлены президентом, для таможни будет тяжёлым, исходя из характера её деятельности. В работе таможни есть своя специфика, которая заключается в определении оснований для внеплановых проверок. Чтобы не попасть под формальное невыполнение поручений президента, нам надо сейчас вместе с Минэкономразвития и Минфином подумать об особенном порядке выполнения этого поручения президента для таможни», — сказал Михаил Абызов. Министр также обратил внимание на сохранение в работе таможенной службы элементов «палочной» системы: эффективность оценивается по размеру пополнения бюджета, а не по улучшению условий для бизнеса. Он выразил надежду, что в 2018 году служба перейдёт на оценку эффективности и результативности работы своих подразделений исходя из динамики сокращения причинённого ущерба и вреда. Доход федерального бюджета от таможенных платежей в 2017 году, по словам Владимира Булавина, составил 102,8% от прогноза, а внедрение системы управления рисками позволило дополнительно получить 22 млрд рублей. Самый главный критерий для работы таможенных органов ЕврАзЭС — это отсутствие нелегальных товарных потоков, а не деньги. Деньги в данном случае являются лишь второстепенным фактором. Главное, что рынок должен быть исключительно прозрачным. Второй критерий — это удобство по ввозу и вывозу товаров», — подчеркнул первый вице-премьер Игорь Шувалов. Михаил Абызов также рекомендовал сделать более прозрачной систему управления рисками Федеральной таможенной службы. Бизнес настоятельно просит таможенные органы сделать систему управления рисками более открытой, чтобы можно было, ориентируясь на неё, в том числе за счёт элементов самодекларирования, самоаудита, управлять своей добросовестностью и более чётко соответствовать требованиям, которые таможня предъявляет. Давайте в этом году посмотрим на реализацию задач в этом направлении», — сказал министр. Михаил Абызов отметил существенный прогресс ведомства в части внедрения цифровых технологий и информационного обмена с другими надзорными ведомствами, в частности с налоговой службой. В 2012 году обсуждение электронного взаимодействия бизнеса с таможней и взаимодействия таможни с налоговыми органами, по его словам, носило «скандальный характер». На сегодняшний день ситуация изменилась радикально. Сегодня таможня предоставляет реально удобные сервисы, и это произошло за очень короткое время. Я думаю, что нам нужно исходя из того, что вчера прозвучало в послании президента, радикально изменить парадигму. Нецифровая таможня должна стать исключением, и мы должны понимать, каким образом по этапам мы те сегменты, которые сегодня не подлежат полностью обеспечению информационного взаимодействия, потихоньку выведем в это информационное взаимодействие», — указал Михаил Абызов. Обеспечение цифровой прослеживаемости товаров он назвал административным, технологическим и политическим вызовом и заверил, что в этом вопросе таможне будет оказана поддержка в рамках проекта по реформированию госконтроля. Будущее ФТС напрямую связано с развитием информационных ресурсов и систем, эта работа должна соответствовать задачам цифровой экономики, подчеркнул Владимир Булавин. В «личном кабинете» участники ВЭД уже сейчас могут получить 28 электронных сервисов. А в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов обеспечено 100-процентное электронное декларирование и онлайн-режим взаимодействия. Таможня наладила автоматизированный обмен информацией с налоговой службой, ведомства проводят скоординированные проверки и создали единый механизм администрирования налоговых и таможенных платежей. ФТС получает от ФНС информацию о государственной регистрации участников ВЭД, банковских счетах, о задолженностях. Новые технические решения и интеграция между нашими службами позволили нам упрощать администрирование и распределять ресурсы на более рисковые зоны», — отметил глава ФНС Михаил Мишустин. В целом результаты работы ФТС в рамках проекта по реформе контроля и надзора Михаил Абызов считает «крайне положительными». По итогам замера индекса качества администрирования надзорной деятельности за прошлый год, который проводился под эгидой Открытого правительства, ФТС набрала 465 баллов из 1000 и заняла первое место среди наших надзорных органов.

Таможне нужно уходить от «палочной» системы и повышать открытость управления рисками
© Open.gov.ru