Войти в почту

Зависимые и ущемлённые. Кто на Южном Урале решает проблемы инвалидов?

В прошлом номере мы писали о том, что в Челябинске активизировалась служба эвакуаторов. Всё чаще машины горожан, оставленные под знаками, которые запрещают парковки в конкретных местах, или на стоянках для инвалидов, стали увозить на штраф-стоянки. «Мы очень долго этого добивались, - призналась эксперт, член регионального штаба ОНФ Татьяна Кузнецова. - Почему здоровые граждане занимают наши парковки у поликлиник, социальных учреждений и т. д.? Почему вечером, приехав домой с работы, я не могу припарковаться в радиусе пятнадцати домов? (Татьяна Алексеевна Кузнецова - инвалид, первая в мире женщина, пробежавшая марафон на протезе, она внесена в Книгу рекордов Гиннесса и российскую книгу рекордов «Диво», в 1999 году удостоена звания «Женщина года» и награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени за мужество и волю к жизни. - Ред.) Мы с коллегой из регионального общества инвалидов пытались достучаться, чтобы знаки стоянок для инвалидов ставили везде, где это необходимо. Пришлось действовать через горадминистрацию. И наконец в прошлом году мы добились этого, знаки стоянки для инвалидов появились у подъездов членов нашего общества. Но сколько ещё в Челябинске и в области инвалидов, не вступивших в наше общество? И их права ущемляются каждый день! Когда мы пожаловались на недоступность челябинского железнодорожного вокзала для инвалидов, транспортная прокуратура заявила, что у нас самый лучший вокзал в стране. Но это не так! А возьмём восьмую или третью детские поликлиники. Это же катастрофа! К ним ведь даже подъехать невозможно, не говоря уже о том, как туда вообще войти. В третьей нет ни лифта, ни даже туалетов. А на дворе 2017 год!». Коляски нигде не ремонтируют Недоступность городской среды лишь толика проблем инвалидов, проживающих в Челябинской области. До недавних пор катастрофически не хватало технических средств реабилитации (ТСР). Год назад южноуральским инвалидам требовались протезы, кресла-коляски, трости, костыли, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, спецсредства для коррекции слабовидения и т. д. на общую сумму 1,58 млрд рублей. А выделен был только 301 млн. Только во второй половине года ситуация начала выправляться. «Благодаря объединённым усилиям региональных Фонда социального страхования, Заксобрания и других ведомств в 2017 году на обеспечение инвалидов было направлено более 800 млн рублей, - рассказала начальник правового отдела Челябинского регионального отделения ФСС РФ Ольга Киселёва. - Нам удалось закрыть потребность в ТСР почти полностью. Все, кто с 2014 года не мог получить протез или инвалидную коляску, получили их. Было закуплено более 3 тысяч качественных и недешёвых колясок. Надеемся, что жалоб на их качество у инвалидов не будет». «Да, то, что не поскупились на дорогие коляски, радует, - отметила Кузнецова. - Но сегодня в области их нигде не ремонтируют. Гарантия на коляску составляет полгода. Если она сломается после этого, что делать? Есть проблемы и с обувью. Согласно конкурсу, обувь для челябинских инвалидов поставляет компания из Екатеринбурга. Офис у них находится в Челябинске, в здании теплотехнического института, на третьем этаже. Ни парковочных мест, ни поручней, ни пандусов! То есть не каждый инвалид до них доберётся. На третьем этаже комнатка, до потолка заваленная коробками. Обувь отвратительная! Меня не устроил ни её цвет, ни товарный вид. Она неудобная! Я инвалид, но я женщина и тоже хочу носить красивую обувь. Если покупать за свои деньги, нужно как следует раскошелиться: пара зимней или летней обуви стоит больше 10 тысяч рублей. Даже здоровая работающая женщина не всегда может себе позволить такие дорогие сапоги или туфли». «Инвалидов не берём!» С работой у инвалидов тоже сплошные проблемы. «В Челябинской области проживает больше 100 тысяч инвалидов с третьей группой, - рассказал челябинец Евгений Лебедев. - Все мы трудоспособные ребята. Но по квоте в 2017 году удалось устроиться только 102 человекам! На всю область приходится только 800 предприятий, предоставляющих вакансии по квотам. И то каких! Например, мне, как выпускнику истфака, в центре занятости предложили две вакансии учителя истории. Причём я живу в районе вокзала, а вакансии - в Металлургическом районе». За прошлый год в челябинский центр занятости населения обратилось более тысячи инвалидов. Четверть из них удалось устроить сторожами (вахтёрами), дворниками, подсобными рабочими, уборщиками производственных и служебных помещений, охранниками, водителями, операторами электронно-вычислительных и вычислительных машин и др. Ещё три четверти так и остались нетрудоустроенными. «Минтруда России обозначило задачу к 2020 году довести показатель трудоустройства инвалидов до 50%, - говорит Татьяна Кузнецова. - Но закон, возможность, работодатели, квоты - всё это у нас не состыковывается. Берут инвалида на работу, но почему-то требования к нему повышены. Работаешь с девяти до часу и с трёх до шести. Не вышел на работу по звонку - иди вон. Получается, что квоту работодатель закрыл, в областное управление по труду отчитался, а они в свою очередь отчитались губернатору. Но проблема осталась нерешённой». Когда ничего не болит Хорошо хоть законодательство не отменяет соцподдержку людей с ограниченными возможностями здоровья. «Сегодня для инвалидов предусмотрены компенсация на оплату расходов и коммунальных услуг в размере 50%, компенсация расходов на взносы за капремонт также в размере 50%, - перечислила начальник отдела гарантий министерства соцотношений области Любовь Истомина. - Если инвалид - ребёнок, то компенсацию получает его родитель. Кроме того, ребёнок-инвалид получает ежемесячное пособие - 550 рублей. Существуют и ежемесячные выплаты для взрослых инвалидов, не зависящие от их трудоустройства. Кроме того, инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учёт после 2005 года, предоставляются субсидии. Это всё федеральные меры поддержки. За счёт областного бюджета инвалиды имеют право на льготный проезд. Например, можно приобрести единую соцкарту за 230 рублей и пользоваться городским транспортом без ограничения поездок. Или купить карту за 285 рублей для безлимитного пользования пригородными автобусами. Но карты надо ежемесячно пополнять». Она также напомнила, что малообеспеченные южноуральцы, у которых расходы на оплату жилья и коммунальных услуг значительно выше доходов, получают субсидии. Однако если человек трудоустроился и его доход вырос, то размер субсидии может уменьшиться или вообще сойти на нет. Средний размер такой субсидии в регионе - 1 800 рублей в месяц, получают её 132 тысячи южноуральцев. Среди них есть и инвалиды. По данным Челстата, в регионе в 2017 году число инвалидов, находящихся на учёте, составляло почти 240 тысяч человек. Больше всего было инвалидов третьей группы (более 103 тысяч), чуть меньше - второй группы (примерно 95 тысяч) и меньше всего первой группы (чуть больше 25 тысяч). «Где бы и что ни говорили сегодня об инвалидах, всё это пустые отчёты чиновников, - считает Кузнецова. - Главные проблемы инвалидов, по сути, остаются нерешёнными. Возьмите в минсоц, минздрав, в прокуратуру, правоохранительные органы и управление по труду и занятости населения хотя бы по одному инвалиду. И тогда ваши отчёты зазвучат по-другому». Комментарий Координатор клуба для молодёжи с ограниченными возможностями «Наше место» (Челябинск) Елена Грошнякова: - Мы занимаемся социализацией инвалидов, к нам они идут за новыми друзьями, за общением, за тусовкой в своём кругу. В среднем каждый раз на встрече раздаём по тысяче билетов инвалидам и их родителям. Большую часть мероприятий проводим в нашем офисе, но также встречи проходят в РК «Галактика развлечений», в гостиничном комплексе «Малахит», где отличные лифты, есть пандусы и большие удобные туалеты. Несколько раз встречи клуба проходили в ДК железнодорожников и караоке-клубе «Сопрано». Сложнее с доступом в здания с высоким крыльцом, куда не каждого инвалида поднимешь. Также не все челябинские торгово-развлекательные комплексы готовы принять инвалидов. Но мы возили наших ребят в кино в ТРК «Родник», в «Мегаполис», там всё в порядке. Так что доступность городской среды медленно, но улучшается. И это нас очень радует. Взгляд изнутри Инвалид-колясочник Владимир Климов: - Живу на первом этаже. Квартиру покупал в 2012 году, и тогда строительная компания мне подарила подъёмник на пять ступенек лестничного пролета. Пару недель назад я поднялся в квартиру, а вот спустить подъёмник до конца не удалось, он остановился. Обратился в компанию, которая его устанавливала по заказу застройщика. Узнал, что они слишком заняты и приехать не могут. Не представляю, что было бы, если б я застрял на полпути подъёма! К счастью, с утра подъёмник снова заработал. Видимо, дело было в проводке. Посмотреть его сам и устранить неполадку, когда он снова остановится, я не смогу. Новый подъёмник стоит 110-130 тысяч рублей. За свои деньги мне его не купить. Что мне тогда останется? Сидеть всё время в четырёх стенах? Я полностью завишу от компании, которая реагирует на поломку неоперативно, заставляет меня унижаться. Я также в зависимости от государства, которое меня унижает своим отношением. В 2016 году у меня сломалась электроколяска. Новую я получил только спустя девять месяцев. Всё это время я был вынужден сидеть дома, потому что у меня нет возможности платить за свободу своего передвижения.

Зависимые и ущемлённые. Кто на Южном Урале решает проблемы инвалидов?
© АиФ