Войти в почту

Заводы загрузили ценообразованием. Как в стране будут бороться с продажей воздуха в гособоронзаказе

Преступления и наказание Действовавшая ранее система регулирования цен мотивировала оборонные предприятия завышать затраты на производство. «Предприятия оборонки никогда не были заинтересованы в снижении затрат ввиду того, что снижение затрат при фиксированном нормативе рентабельности означает ухудшение финансового положения, – описал ситуацию заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников. – 10 % от 100 рублей и 10 % от 200 рублей – это разный финансовый результат. Что делают предприятия, чтобы максимизировать при фиксированном нормативе рентабельности свою прибыль? Просто раздувают затраты любым способом: трудоемкостью, покупными комплектующими изделиями, продажей воздуха внутри холдингов и корпораций». Некоторые предприятия скрывают реальное снижение себестоимости продукции военного назначения фиктивными сделками, покупками внутри холдинга каких-то услуг, в том числе управления. Примеры лишь некоторых кейсов, которые разбирала ФАС России, представил начальник управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи Андрей Грешнев. Так, в рамках дела о 3D-моделировании антимонопольщики выяснили, что стоимость создания 3D-модели существующей подводной лодки была сопоставима со стоимостью строительства самого судна, цена контракта была завышена как минимум вдвое. Исполнитель согласился добровольно снизить цену контракта почти на 500 млн рублей, еще порядка 70 млн рублей ФАС предписала вернуть в бюджет. По еще одному делу о строительстве судов и кораблей было установлено, что основная масса выплаченного заводу-исполнителю аванса была направлена на выдачу займов дочерним организациям, в том числе иностранным, и погашение различных кредитов, которые брались не для исполнения ГОЗ. ФАС предписала вернуть в бюджет около 350 млн рублей незаконно полученного дохода. В третьем случае при установленной исполнителем и соисполнителем цене работ 1,7 млн рублей комиссия Нижегородского УФАС подсчитала обоснованную цену на уровне 259 тыс. рублей. Мотивации ГОЗ По утверждению Максима Овчинникова, новые принципы ценообразования, одной стороны, направлены в защиту интересов государственного заказчика, с другой – обеспечат определенную гибкость самим предприятиям ОПК и позволят им эффективно работать и развиваться. По его словам, рынки кооперации в сфере ГОЗ могут быть очень разнородными: одна продукция может быть конкурентной, у другой может быть единственный поставщик, и применение нерыночных мер ценообразования к рыночным позициям опасно. Подготовленный ФАС России документ закрепляет внедрение единых правил ценообразования для головных исполнителей и кооперации и мотивационной модели ценообразования. На серийную продукцию, то есть продукцию с наиболее устоявшимся объемом производства, структурой и уровнем себестоимости, внедряется индексный подход к ценообразованию. Он предполагает определение базовой цены, рассчитываемой затратным способом по методу 20 + 1 % (свои и привнесенные издержки соответственно), и каждый год цена индексируется на индекс-дефлятор, доведенный Минэкономразвития, а на шестой год устанавливается мораторий на рост цен. «Если предприятие каждый год будет снижать себестоимость продукции военного назначения, это снижение дает предприятию рост рентабельности выпуска этой продукции. Никто – ни государственный заказчик, ни антимонопольная служба – не может предъявить претензию на эту ренту, которую предприятие получило ввиду того, что стало эффективнее работать», – заявил Овчинников. Этот цикл будет работать, пока не настанут определенные условия, а именно: изменение объемов поставки, внешнеэкономических параметров (курсов валют), инфляционных ожиданий, законодательства, затрагивающего вопросы ценообразования. Если все эти изменения в совокупности приводят к росту или снижению себестоимости продукции военного назначения более чем на 5 %, стороны договариваются о пересмотре базовой цены, а антимонопольная служба проверит, действительно ли такие условия наступили, пообещал Овчинников. В свою очередь представители предприятий ОПК Нижегородской области высказали свои пожелания и вопросы в части ценообразования в ГОЗ. В частности, заместитель генерального директора Нижегородского научно-исследовательского института радиотехники Валерий Тюлин отметил, что отдельные нормы не работают только потому, что они не прописаны в типовых формах контрактов. Максим Овчинников ответил, что в совместном с Минобороны и Минпромторгом плане по внедрению документа значится формирование типовых форм контрактов под трехлетний период и продукцию с длительным циклом производства. Директор по экономике и финансам АО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» Дмитрий Бородов указал на отказы военных представителей учитывать в цене некоторые затраты, например, сверхурочные часы и работу в выходные дни. Также он обратил внимание на уменьшение авансирования предприятий, когда головное предприятие подталкивает к привлечению кредитов. «В принципе, в 200-м приказе (министерства промышленники и энергетики РФ от 23.08.2006 о составе затрат на продукцию оборонного назначения – прим. ред.) есть отнесение процентов на затраты, но, как правило, либо головняки плохо работают с их военными, либо еще что-то, нам в этих вещах было 100 %-но отказано», – посетовал Бородов. Скрытая угроза Подводя итоги встречи с нижегородскими промышленниками, Максим Овчинников выразил уверенность, что предприятия наконец-то будут мотивированы снижать себестоимость продукции, повышать свою эффективность, развивать кооперацию, выбирать лучших поставщиков и выполнять гособоронзаказ с минимальными затратами, но с тем качеством, которое требует госзаказчик. «Мы уже встречаем предприятия, которые в рамках своих инновационных программ, программ модернизации производственных мощностей и оптимизации производства, экономят порядка 30 % на себестоимости. Поэтому эффект может быть очень большим», – считает замглавы ФАС России. По его мнению, эта работа должна планомерно проводиться в течение последующих трех–пяти лет, и в полном объеме эффект будет заметен через определенный инвестиционный цикл. Впрочем, некая доля скептицизма, что новый механизм ценообразования в России заработает, все же остается. Овчинников уверен, что промышленность поддерживает новые принципы, а основные риски состоят в том, что на каком-то уровне требования этого документа исполняться все же не будет, что для многих предприятий будет означать потерю веры в реализацию декларируемых принципов в будущем. Руководитель Нижегородского УФАС России Михаил Теодорович считает, что документ открывает новые горизонты и в целом переформатирует ситуацию. С одной стороны, говорит он, это грандиозные возможности, но предприятия могут воспользоваться ими с разной эффективностью и разной скоростью. «Это означает, что конкурентные возможности изменятся. С одной стороны, конечно же, это новые возможности, но также и новый вызов, может быть, в какой-то степени и новая угроза тем, кто не сможет надлежаще этим воспользоваться», – считает Теодорович.

Заводы загрузили ценообразованием. Как в стране будут бороться с продажей воздуха в гособоронзаказе
© РИА "ФедералПресс"