Войти в почту

«Калининградская область должна быть витриной России». Как вести бизнес в эксклаве

Участники заседания на тему «Особые экономические режимы как инструменты развития территорий: возможности, перспективы и риски. Пример Калининградской области» сошлись на том, что в части совместных (федеральных и региональных) задач по экономическому развитию самого западного региона страны основные усилия должны быть, прежде всего, сфокусированы на создании условий для развития бизнеса: на развитии действующих и на создании новых компаний, на формировании условий для роста инвестиционной деятельности. К Калининградской области нельзя относиться как к рядовому региону по той простой причине, что это эксклав с расположением в Европе, убежден программный директор «Агентства регионального экономического развития Калининградской области» Алексей Игнатьев. «Развитие уникального региона должно быть поддержано так же, как некогда в Германии поддерживали развитие западного Берлина, – считает он. – Я бы сделал акцент на развитии экономики услуг: на туризме, на финансовых услугах, на мультимодальном транспортно-логистическом комплексе. Например, находясь внутри ЕС, мы можем стать представителями и доставщиками электроники из Юго-Восточной Азии». По мнению Игнатьева, трудности в осуществлении стратегий развития заключаются в том, что «муниципальный уровень управления сегодня сжимается и лишается многих полномочий в части привлечения инвестиций в региональную экономику». Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин высказал мнение о том, что Калининградская область «должна быть витриной России — качество и продолжительность жизни, уровень развития и среда обитания должны быть не хуже, чем у стран-соседей». Миркин предложил обозначить ключевые положения стратегии развития Калининградской области. Процветанию области, по его мнению, поможет монетизация региона (насыщение деньгами), региональные льготы и использование лучшей практики других регионов. «Для функционирования опережающего развития, – полагает Яков Миркин, – требуется софинансирование из бюджетов других регионов, максимум стимулов для прямых иностранных инвестиций и ряд других целесообразных вещей». Еще одной важной вещью, по мнению эксперта, могло бы стать превращение Калининградской области в международный финансовый центр (МФЦ) по примеру и по аналогии с МФЦ «Астана» и МФЦ Дубая. Но для этого, уверен аналитик, необходимы «четко очерченные территориальные рамки, благоприятный налоговый и валютный режимы, облегченный визовый и миграционный режимы и ряд других вещей». И все же самое важное, отметил Яков Миркин, - это «грамотное управление «скоростной зоной развития» через создание промзон и самых разнообразных инвестпроектов». Эксперт посетовал, что до 2017 года отмечался низкий уровень исполнения действующих стратегий развития. «Из 150 крупных инвестиционных проектов в прошлом году были отменены 18 процентов, а у почти 50 процентов из них степень выполнения низкая — до 15 процентов», – сообщил экономист. По мнению председателя Совета «Агентства регионального экономического развития Калининградской области» Григория Бунатяна, Калининградской области вряд ли «обойтись без создания своего особого набора инструментов развития», но для реализации успешной стратегии нужна четкая обратная связь между предпринимательским сообществом и государством.Советник губернатора Калининградской области Андрей Горохов настойчиво предлагает развивать эксклав по примеру того, как некогда немцы успешного развивали анклав «Западный Берлин». Для этого, считает он, нужно активно подключать частный бизнес, но «вся беда в том, что бизнес не хочет инвестировать в экономику». «Должна быть изощренная система поддержки рынка труда, а транзит и логистика — самые ключевые проблемы для Калининградской области, – полагает Горохов. – Решение проблемы калининградского транзита требует срочности». Как считает советник губернатора Калининградской области, для успешного развития региона необходимо, чтобы большинство продукции реализовывалось за пределами региона, а местному бизнесу важно осваивать рынки сбыта в «материнском государстве». «Нам пора переходить от конкуренции между регионами к кооперации между ними», – сказал руководитель Корпорации развития Калининградской области Владимир Зарудный. По его мнению, «бизнес не должен вкладываться в инфраструктуру – это полностью вахта государства». «Мы лишь создаем условия, когда бизнес платит только за технологии», – отметил он. Зарудный сообщил, что в Калининградской области очень низкий курс рубля – это выгодно для экспорта. И все же предметных мер поддержки в части развития региона пока невидно, полагает руководитель Корпорации развития Калининградской области. «Нам нужно быть более внятными для инвесторов и вместе с инвесторами мы должны корректировать меры господдержки», – подчеркнул Владимир Зарудный. В свою очередь уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов указал на неясность стратегических целей развития области. «Сегодня у нас устойчивая экономика, но крайне низкая добавленная стоимость, – полагает Дыханов. – К нам должны приходить трансформационные инвестиции для трансформации экономики, а инвесторы должны быть мирового уровня, а не те, кто хочет только поднимать прибыль». Но более всего в Калининградской области важно развивать человеческий капитал, так как одним только повышением зарплат и доходов вопрос развития области не решить, уверен региональный омбудсмен. Фото: Дмитрий Алексеев

«Калининградская область должна быть витриной России». Как вести бизнес в эксклаве
© РИА "ФедералПресс"