Российская Газета 15 февраля 2018

Что тормозит рост грузооборота дальневосточных портов

Фото: Российская Газета
Доля экспорта в грузообороте Дальневосточного бассейна — около 90 процентов. Основу товарной базы по-прежнему составляют сырьевые ресурсы, из них почти половина — уголь. По данным совместного исследования компании «ДНИИМФ-Восточный» и Школы экономики и менеджмента ДВФУ, «в минувшем году основной прирост обеспечили порты Сахалина, прежде всего Шахтерск, который благодаря модернизации увеличил перевалку угля с Солнцевского разреза. Крупнейшие стивидорные компании Приморья — АО „Восточный порт“, „Торговый порт Посьет“ и „ЕВРАЗ НМТП“ — снизили отгрузку незначительно, менее крупные игроки на рынке, напротив, нарастили».
Перевалка наливных грузов (нефти и нефтепродуктов) уменьшилась практически во всех портах, за исключением Пригородного (Сахалин) и терминала в Славянке (Приморье). Кстати, хотя значительное сокращение пришлось на поставки за рубеж, в денежном выражении доходы от них значительно выросли из-за роста цен на внешних рынках.
Похожая картина в сфере транспортировки лесных грузов. Объемы остались на уровне прошлого года, но в финансовом выражении экспорт увеличился из-за роста цен в АТР. При этом, как отмечают аналитики, несмотря на регулярно анонсируемые проекты по переработке древесины, ориентированные на вывоз готовой продукции, значительного роста в этом секторе пока не зафиксировано.
Аутсайдером среди субъектов округа в минувшем году стал Хабаровский край: здесь сократились объемы перевалки угля и руды, продолжилось уменьшение «практически до нуля» контейнерных перевозок. В остальных регионах контейнеры, напротив, — лидеры прироста. Наибольший обеспечили компании Владивостокского транспортного узла, причем по всем терминалам и направлениям: экспорт — на 32,9, импорт — на 37,9 процента.
— Большое значение имела активность стивидорных компаний, инициировавших открытие новых железнодорожных сервисов и увеличение частоты судозаходов: например, Владивостокский морской торговый порт открыл поездной сервис на Красноярск, Владивостокский морской порт «Первомайский» в рамках развития внешнеторгового направления обеспечил судозаходы линиям Sinokor. Но вернуться к историческому максимуму 2014 года на Дальнем Востоке пока не получилось. Это свидетельство того, что «контейнерный потенциал» портов себя не исчерпал, — прокомментировал заместитель директора по научной работе «ДНИИМФ-Восточный» Михаил Холоша.
В то же время эксперт подчеркнул: снижение темпов роста грузоперевозок на Дальнем Востоке в условиях растущего спроса на них — наглядное свидетельство того, что резервы пропускной способности транспортной инфраструктуры региона на исходе и необходима скорейшая ее модернизация.
Ключевые проекты, которые будут завершены в ближайшие два года, — комплекс для перевалки угля на берегу бухты Мучке и третья очередь терминала в порту Восточный
Наступила пора строить на Дальнем Востоке новые портовые мощности. Ключевые проекты, которые будут завершены в ближайшие два года, — комплекс для перевалки угля на северном берегу бухты Мучке (Хабаровский край) и третья очередь угольного терминала в порту Восточный. Между тем в Приморье есть и другие проекты строительства новых или расширения действующих угольных терминалов.
— Большинство угольных портовых проектов сосредоточено на Дальнем Востоке, так как основной спрос на российский уголь будет нарастать на азиатском рынке. Но, кроме того, регион перспективен для экспорта зерновых, — отметил аналитик «Портньюс» Виталий Чернов.
Он также подчеркнул, что развитие портов округа сдерживает и недостаточная пропускная способность дальних железнодорожных подходов (БАМа и Транссиба). К 2020-му ее дефицит может достичь 28,7 миллиона тонн в год.
— Широкое использование «пылящих» технологий хранения и перевалки угля уже сегодня негативно сказывается на перевозках страдающих от такого соседства «чистых», прежде всего контейнерных, грузов. В перспективе это может привести к большим проблемам, связанным с недостатком пропускной способности железных дорог и нехваткой подходящих площадок для строительства новых перегрузочных комплексов, — уверен Михаил Холоша.
По его мнению, выход — в оптимизации распределения отгружаемого угля по портам Дальнего Востока, во внедрении закрытых технологий работы с углем с одновременным развитием транспортной инфраструктуры и перевозок «чистых грузов», в частности, по международным транспортным коридорам Приморья.
Тем временем, как уже писала «РГ», властям края удалось договориться с «Терминалом Астафьева» об ограничении объемов перевалки угля в Находке в феврале. А в рыбном порту Владивостока к началу следующего года должны полностью отказаться от угля и переориентироваться на нужды развития рыбной промышленности.
Комментарии
Читайте также
Сергей Удальцов задержан в Москве
В Омутнинске в реке нашли тело мужчины: полиция устанавливает личность
Оказание услуг общепита право на торговлю алкоголем не дает
Супрун поведала, как не умереть на работе