Войти в почту

В погоне за временем. Как сверхскорости изменят нашу цивилизацию

Немногие знают, что транспорт и поезда стали причиной изменения нашего отношения ко времени. Появление поездов и быстрой скорости передвижения заставило людей сто лет назад синхронизировать часы в различных городах. А патенты на синхронизацию часов регистрировал и оформлял молодой ученый Альберт Энштейн, создавший свою революционную теорию относительности. За последний век транспорт сильно изменил наш мир. Появились целые отрасли экономики, основанные на быстром перемещении из точки А в точку Б. Курортные города и даже «курортные страны» стали появляться благодаря возможности туристов ежегодно быстро добираться до отелей и пляжей. Наступила эпоха глобализации, когда товары, люди и информация перемещаются по планете с невиданной прежде скоростью. Метро между городами и странами уже функционирует. Если раньше поездка Париж-Лондон или даже Петербург-Москва, были долгосрочными командировками, то сегодня это поездка одного рабочего дня. Но что ждет нас за глобальным миром? Куда идет развитие нашей планеты и нашей с вами страны? Наступивший XXI век называют веком, когда человечество окончательно победит расстояния. Мир без скоростного транспорта нельзя себе даже представить. Это огромное достижение XX века. В первые годы этого века стартовали проекты «транспорта будущего». Пока это еще не серийные изделия, а проекты, движимые энтузиастами, но именно так когда-то появился первый автомобиль и первый самолет. Разряженные трубы, по которым двигаются капсулы, сверхзвуковые пассажирские самолеты, которые доставят человека из Европы в Австралию (практически через космос) всего за 3-4 часа, это пускай и отдаленное, но будущее. А вот поезда на магнитных подушках, электромобили и беспилотные электрогрузовики — это уже почти серийное производство. Кто победит в этой гонке и какая будет цена победы? Этот вопрос задает себе, вероятно, каждый, кто так или иначе связан с транспортом. Характеристики нашей необъятной страны говорят об одном. В век победы человечества над расстояниями именно Россия имеет наибольшую компетенцию и все возможные предпосылки, чтобы стать мировым чемпионом в этой большой игре. Транспортная инфраструктура нашей страны создавалась всеми силами и напряжением воли многих поколений, и каждый раз ее создание двигало страну на десятилетия вперед. Уже сейчас мы готовы сконцентрировать знания, умение и опыт для создания многочисленных точек роста. Во всех поставленных «экспериментах» и в области только железнодорожного транспорта на территории России («Сапсаны», «Стрижи», «Ласточки» и даже МЦК) большинство экспертов существенно ошиблись в своих прогнозах. Везде траффик пассажиров превзошел даже самые смелые модели, которые рисовали консультанты. Как будет выглядеть наше с вами дальнейшее перемещение между районами и городами — важнейшие вопросы качества жизни. Логистические проекты не раз создавали новую Россию. Все величайшие эпохи нашей страны связаны с прорывом в скорости. Петр Первый, Александр II и Александр III, а также многие советские руководители — все они цементировали нашу страну с помощью логистического вектора Запад-Восток. Вот только почти всегда речь шла о глобальных стратегических целях, а не о качестве жизни простых людей. Качество жизни не принималось во внимание, когда речь шла о мобилизационной экономике XVIII, XIX и XX веков (но это и понятно). Вместе с тем только в XXI веке появились технологии, которые могут сделать логистический проект драйвером развития не только государства и межгосударственного потока ценностей, товаров, мобилизационных сил, но и человека. Везде, где появляется скорость, происходит развитие. Новые скорости — это драйвер роста территорий, гораздо больший чем налоговые, инвестиционные или любые другие льготы. Представьте себе, что будет значить для развития, скажем, Владимира — возможность добраться за 20 минут до центра Москвы. А что будет значить для мира возможность добраться и довести груз из Европы до Китая за сутки? Мы действительно подходим вплотную к возможности жить и воспитывать детей далеко от перенаселенного мегаполиса, но работать в центре делового центра страны. И речь не идет о даче в «элитном» районе и многокилометровой пробке «до города». Речь идет о массовом переходе на принципиально новую модель, в которой такие города как упомянутый Владимир становятся частями единой агломерации, и их население начинает жить современной высокоскоростной жизнью. При этом люди работают в едином пространстве, не покидая родной город, и не уезжая в загрязненный и перенаселенный мегаполис. Сегодня, как это не странно, современное мобильное поколение начинает потихоньку отказываться от главных завоеваний капиталистического общества — собственности. Собственный автомобиль в городах становится неудобной роскошью, собственная квартира связывает по рукам и ногам человека. Статусные раньше вещи превращаются в ненужные атрибуты. Благодаря скорости и скоростным поездам — решается проблема сверх городов. Они растягиваются в географии и это абсолютно естественный ответ, на вопрос как существовать в перенаселенном городским населением мире. Если раньше Токио притягивал людей, то сегодня 80%, работающих там не живет в Токио, а предпочитают более комфортные и чистые города вдали от центра, и комфортный транспорт для встреч и работы. Наша страна в гонке скоростей пока проигрывает. Но это не критическое отставание. Просто мы в нее еще пока полноценно даже не вступили. Всего 40 лет понадобилось России, чтобы создать транспортную инфраструктуру огромных городов. Наше метро не просто самое красивое — это грандиозный проект, без которого невозможно больше представить современную жизнь 12 млн Москвы, также как теперь нельзя представить жизнь города и без новой очереди метрополитена — МЦК. Так же в скором будущем будут воспринимать всемирную скоростную транспортную инфраструктуру. А ВСМ — метро между городами и странами очень быстро станет неотъемлемой частью цивилизации. Читайте также Игра в шашечки. Поездки на такси подорожали впервые за три года Потерянные города. Москва заняла первое место в Европе по пробкам