Войти в почту

"Закрывается окошко надежды". Что будет без финансового омбудсмена

Павел Медведев — на Sobesednik.ru о буднях финансового омбудсмена и о том, чем грозит исчезновение этого института. «Крылами бьет беда, и каждый день обиды множит» — написал Александр Блок в поэме «Скифы». И впрямь, беда бьет крылами непрерывно. В десятках писем, которые я успеваю прочитать в течение дня. В десятках тысяч неразрезанных конвертов, сложенных в моем офисе. Финансовых проблем у сограждан все больше, а денег у Ассоциации российских банков (АРБ), которая семь с лишним лет поддерживала мою службу, все меньше. Содержать аппарат финансового омбудсмена больше нет сил. Закрывается окошко надежды. Хотя, если честно, не имея официального статуса, мы не могли быть так эффективны, как положено структуре с подобным названием, скажем, в Великобритании. Но в очевидных случаях мы помогали, в катастрофических случаях спасали. А теперь... Кому-нибудь интересно, в скольких из неразрезанных конвертов сограждане «...кричат от отчаянья, от обиды, от боли, от голода»? Нет, интересна яркая картинка на ТВ, возможность громко проклясть кого-нибудь, например коллекторов. Помните недавнюю эпоху борьбы с этими злодеями? Эпоха закончилась, а злодейства продолжаются! Потому что боролись с коллекторами, а бросали в окно «коктейль Молотова» бандиты. Тот бандит, который обжег мальчика, никогда не был коллектором. Теперь настала новая эпоха — борьбы с Агентством по страхованию вкладов (АСВ), которое в точном соответствии с законом пытается вернуть в конкурсную массу обанкротившегося банка деньги, выплаченные некоторым гражданам-кредиторам этого банка тогда, когда денег на всех кредиторов уже не хватало. Закон же требует, чтобы остаток денег распределялся пропорционально долгу перед ними. И это справедливо! Несправедливо назначаются жертвы этого справедливого закона. Выплату гражданин получил, потому что какой-то сотрудник банка ее произвел. Сотрудник банка и его начальник, безусловно, лучше клиента знали финансовое положение банка в момент выплат, и только у них (а не у клиента!) был выбор: нарушить закон или нет. Почему же страдает клиент?! Потому что плох закон! Ваш покорный слуга двадцать раз предлагал внести поправки в законодательство так, чтобы в этом случае и при аналогичной коллизии — выявлении граждан-«дробильщиков» (тех, кто накануне банкротства банка перебрасывает часть вклада, превышающую 1,4 млн рублей, на вклады родственников и друзей), наказывать активную сторону — сотрудников банка. Но «наши речи за десять шагов не слышны...» А уж когда мы утверждаем, что гражданину нужна постоянная возможность получить быструю и компетентную поддержку при возникновении у него финансовых проблем и что этот велосипед в других странах давно изобретен, нас не слышно даже, когда мы кричим в ухо. Впрочем, виноват, увлекся разоблачительным пафосом. На самом деле не всё так плохо. Президент по меньшей мере дважды поручил правительству подготовить закон о финансовом омбудсмене со строгим указанием срока исполнения (последний срок — февраль 2017 г.), а Госдума в 7-й раз ставит его первым в повестку дня очередной сессии... Павел Медведев,финансовый омбудсмен * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №05-2018 под заголовком «Клиент всегда неправ».

"Закрывается окошко надежды". Что будет без финансового омбудсмена
© ИД "Собеседник"