Войти в почту

Закат эпохи офшоров. Как страны борются с оптимизацией налогообложения

После расцвета «оффшорной индустрии», обеспечивавшей конфиденциальность и сохранность активов, а также позволявшей существенно экономить на налогах, правила игр и экономическая инфраструктура в последнее десятилетие претерпели существенные изменения. Международное сообщество развивает и вводит все новые инструменты, позволяющие усилить контроль над деятельностью своих граждан и корпораций, а также расширяющие возможности по получению различной финансовой информации. Государства объединяют усилия — сотрудничество в данной области уже происходит безотносительно политики, так как правительства, очевидно, поняли, что без международной круговой поруки успех каждого отдельного звена может оказаться под угрозой, а интересы большинства все-таки сходятся. Показательно дело бывшего российского банкира Сергея Пугачева. Оно наглядно продемонстрировало обширные возможности заинтересованных сторон по сбору информации и запуску деофшоризационного механизма при плотном взаимодействии российской стороны с иностранными финансовыми институтами и государственными органами. Что дальше? История вопроса Несмотря на то, что оптимизация налогообложения с использованием офшорных схем существует давно, серьезное межгосударственное обсуждение началось только в 2012 году. Представителями правительств основных развитых стран в рамках Большой двадцатки (G20) официально был поднят вопрос искусственного перевода налогооблагаемой прибыли в безналоговую или низконалоговую юрисдикцию. Впоследствии, начиная с 2013 года, в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) составлялся План Мероприятий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting или План BEPS). Этот план утвердили все страны-члены ОЭСР и страны G20 (включая Россию), согласившись сотрудничать на равной основе в вопросах установления стандартов и мониторинга хода выполнения намеченных мероприятий. Сами мероприятия представляют собой описание проблемных областей, в отношении которых необходимо предпринять конкретные действия. Такие области, среди прочего, включают: - усовершенствование налогового законодательства (например, правила о контролируемых иностранных компаниях, налогообложение финансовых схем, контроль цен сделок, злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения); - внедрение новых правил налогообложения в рамках «цифровой экономики»; - повышение эффективности взаимодействия государств для целей выполнения Плана BEPS с разработкой многосторонних инструментов и единых стандартов обмена информацией между странами. С принятием достаточно конкретного Плана BEPS ситуация начала развиваться стремительно — как на международном уровне, так и на уровне законодательства участвующих государств. На примере России можно наблюдать, что за последние пять лет такие меры повлекли существенные изменения в местном налоговом законодательстве, уже качественно изменившие подходы контролирующих органов к мониторингу и контролю и затронувшие практически весь без исключения бизнес. Что нового на международном уровне? В 2017 году коллегиально многими государствами были приняты важные документы и решения, что подтвердило фактическую готовность государств сотрудничать между собой, не взирая на политические разногласия. Так, была подписана Многосторонняя конвенция по выполнению Плана BEPS, членом которой стала и Россия. Данная Конвенция позволяет внедрять согласованные государствами меры по ограничению налоговых льгот для международных структур без внесения изменений в уже действующие международные соглашения. Утверждены новые виды межстрановой отчетности, позволяющие сопоставить обороты и цены в рамках международных групп компаний и выявить центры прибыли, сформированные в низконалоговых юрисдикциях за счет налоговых манипуляций. Россия также присоединилась к данным стандартам. В рамках ЕС вступила в силу IV Директива о Противодействии отмыванию ненежных средств и финансированию Терроризма, на основании которой, каждая страна-член ЕС обязуется ввести реестр бенефициаров зарегистрированных компаний. Следует обратить внимание, что бенефициары — это не непосредственные владельцы компаний (например, трасты или оффшоры, за которыми раньше пытались спрятать известные и не очень фамилии), а те самые реальные конечные владельцы бизнеса и активов. Директивой предусмотрено, что данные из реестра могут быть доступны различным категориям заинтересованных лиц, не ограниченным только контролирующими органами. В отдельных странах реестры уже собирают (например, во Франции, Италии, Германии и Ирландии), а данные из них потенциально смогут получить все желающие. Например, такой реестр в Великобритании является открытым, и любой пользователь сети Интернет может получить персональную информацию владельцев британских компаний, официально проживающих, скажем, на ул. Тверская в городе Москва в России. Аналогичный реестр будет составляться и в России уже на основании локального законодательного акта. Обмен данными В качестве важного дополнения ко всем принятым и находящимся в процессе разработки мерам с 2017 года стартовал международный обмен информацией по единым стандартам – (Common Reporting Standards или CRS), без которого их эффективность оставалась под вопросом. Страны присоединяются к обмену постепенно в два этапа в течение двух лет, первый из которых уже запущен с сентября 2017 года. В таком обмене участвуют не только развитые и, очевидно, наиболее заинтересованные в получении информации страны, но и большинство классических офшоров – например, БВО, Каймановы острова, Панама. Участие оффшоров объясняется давлением западного сообщества, в том числе включающим экономические меры и налоговые ограничения, делающие их использование невыгодным для международных структур и владельцев бизнеса. В настоящее время (по состоянию на февраль 2018 года) всего в обмене насчитывается 147 стран-участниц, в будущем ожидается присоединение и новых членов. С некоторыми из не участвующих в настоящее время стран получение информации по-прежнему возможно на базе международных соглашений. Россия присоединяется к обмену на втором этапе с сентября 2018 года, и, вопреки ожиданиям некоторых лиц, уже подтверждено, что она будет обмениваться информацией с 73 странами, включая Швейцарию, Великобританию, Кипр, БВО, Каймановы острова. В стороне от многостороннего обмена пока остались США, имеющие собственную эффективную систему сбора финансовой информации о своих гражданах — FATCA. Однако, нужно признать, что европейский CRS во многом повторяет американский опыт и строится на похожих принципах. Важно отметить, что информация для обмена поступает через контролирующие органы от финансовых институтов — банков, страховых организаций, инвестиционных и брокерских структур. Иными словами, из всех возможных источников, содержащих финансовую информацию о частных капиталах и имуществе. Описанные нововведения позволяют государствам получить полную картину о текущем благосостоянии своих граждан без учета границ, сопоставив информацию как из внутренних, так и из внешних источников. Также естественно, что полученная информация может быть основанием для проведения более глубокого расследования и изучения всех связанных и интересующих контролеров обстоятельств. Безусловно, такие данные должны быть соответствующим образом отработаны, однако это является только вопросом времени и, учитывая заинтересованность государств, скорее всего, достаточно короткого. Читайте также Ликвидировать офшоры. Что будет с зарубежными счетами Офшорная карта: сколько россияне хранят в налоговых гаванях