Ещё

Вдоволь земли и барина нет: о чём говорят судьбы первых переселенцев края? 

Фото: АиФ-Владивосток
В конце 50-х годов XIX века в разных уголках Приморской области основали несколько военных постов. Задолго до пришествия через Сибирь и по морю украинских крестьян возникли казачьи поселения. Затем на другой конец света двинулись переселенцы, для которых земля была вожделенной мечтой. Сегодня, когда идёт активная раздача дальневосточных гектаров, принято сравнивать век нынешний и век позапрошлый. Все больше людей интересуются своими корнями. Сможем ли мы использовать опыт предшественников?
Записано от руки
Село Ивановка Михайловского основано в 1883 г. Три семьи — Карпа Петрищенко, Дорофея Мельникова и Георгия Романченко прибыли на неосвоенные земли на пароходе «Одесса» из Черниговской области. Сохранилось семейное предание: ещё раньше трое мужчин добрались на другой конец света ходоками через Сибирь. Нашли подходящее место и поставили камень, чтобы не забыть. Вернулись по морю — с женами, детьми и нехитрым скарбом.
— Приезжали французские журналисты, интересовались историей села, — рассказывает праправнук первого переселенца Александр ПРОТЕРЕБ. — Показал им сохранившийся фундамент первого дома Георгия, полный список первых жителей села, всего 40 семей, земляки первопроходцев, которых из Украины сюда зазвали.
Хронологию событий села восстановила и занесла от руки в тетрадь мать Александра — Зинаида Протереб. Расспрашивая старожилов, проведя большую поисковую работу, учительница начальных классов оставила потомкам уникальный документ.
— Давали наделы по десятине на каждого члена семьи мужского рода, — листает тетрадь Александр Фёдорович. — Беспроцентную ссуду в кредит на восемь лет. Поначалу выкопали землянки, затем поставили дома из крепкой лиственницы — на долгие годы. В августе 1886 г. здесь построили школу, где я сам учился в 60-е гг. ХХ века, и сегодня там люди живут. В 1888 г. в селе возвели церковь. Интересно, что о происхождении названия села ходят легенды. Мол, здесь жило много Иванов. На самом деле, село назвали в честь святого Иоанна Крестителя.
— Моего прадеда в деревне звали «Юрко», — включается в разговор прямой внук Георгия, учитель истории Василий РОМАНЧЕНКО, которому в этом году исполнится 90 лет. — У прадеда было четверо сыновей, все занимались сельским хозяйством. У них было огромное желание трудиться, иметь свой надел. А во времена моего детства здесь располагались китайские и корейские рисовые плантации. Там мы подрабатывали «помогайками». В 1937 г. азиатов выселили.
При Советском Союзе с. Ивановка оставалось зажиточным. Целых три колхоза организовали: «Ударник», «Сталинец» и им. Кирова. Был пчеловодческий совхоз, мясожировой и промышленный. В 90-е годы всё уничтожили — остались почта, школа, сад и четыре магазина.
— В перестройку все бежали, кто куда, — добавляет Александр Протереб. — Сейчас село потихоньку оживает. Несколько гектаров взяли местные жители — толк будет, хочется верить.
Потомок переселенца говорит, что ему в родной Ивановке не скучно. Работает клуб, сам он посещает хор «Калинушка». Отличная танцевальная группа, две библиотеки. Нужно сельское хозяйство дальше развивать. Пока есть луга чистые, земли плодородные.
В неведомых краях
— Мой дед Еремей Аникеевич Борщ прибыл в Приморье из Черниговской губернии с женой и тремя сыновьями в 1900 г., — рассказывает известный в крае эксперт по миграционным вопросам Сергей ПУШКАРЁВ. — Давали им по сто десятин земли (109,0 га), это — большие площади. Земля — главный магнит, который манил сюда моих предков, безземельных крестьян из восточной Украины, где у них было всего 0,5 десятины земли.
Обосновалась семья Еремея Борща в волостном с. Осиновка, где жили люди разных национальностей. Приусадебный участок составлял не менее двух га, а основной земельный надел находился в нескольких км от села, где имелся временный дом — «заимка». Ехали туда работать на лошадях, на выходные дни возвращались домой. Со временем сыновья прадеда обзаводились семьями, но землю не делили и обрабатывали совместно.
— Они зерно выращивали, разводили крупный рогатый скот, овец, гусей — всё характерное для крепкой крестьянской семьи, — продолжает Сергей Пушкарёв. — Выручало, что все вопросы по сбыту решало государство. Немаловажная проблема для первых поселенцев — то, что местные земли и климат не способствовали применению привезённых с собою посадочного материала и агрономии, но вскоре они переняли технологии у китайцев и корейцев, быстро приспособились.
Хорошо жили те, что трудились в поте лица и в первые годы советской власти. Когда наступила эра коллективизации, матери Сергея Григорьевича удалось удержаться на плаву, она вместе с другими раскулаченными начала строить колхоз. Многих выслали в район реки Шилки, на север Амура, но и там не пропали крепкие крестьяне.
— Государственная политика переселения была успешной, — считает собеседник. — Землю давали в бесплатное пользование, освобождали от налоговых податей, на десять лет — от призыва в армию. Сюда ехали люди с жилкой первопроходца, способного и готового на всё. Благодаря этим авантюристам, в хорошем смысле слова, и появились настоящие дальневосточники. Для них Приморье стало второй родиной, как и для детей и внуков. Мудрой, кадровой политике тех лет современной власти нужно поучиться.
Не всё так гладко было с переселением крестьян из Украины. Приморская краевая библиотека им. Горького на своём сайте открыла замечательный и полезный проект: «Переселенческий пункт». Поражают воспоминания врача, путешественника, писателя Александра Елисеева, который сопровождал переселенцев на пароходе. Люди гибли в пути от зноя и болезней.
«Переселенцы перевозились за казённый счет, — написал Елисеев. — Во-первых, никто не считался с условиями перевоза, а, во-вторых, сами люди были так кошмарно нищи, что, стронувшиеся с родных мест, они были готовы на любые жертвы, на любые лишения, только бы найти на земле уголок, где сытно. Надежда — это единственное, что они имели. Надежда на лучшую жизнь, пусть где-то там, в неведомых краях».
— Абсолютно нелюдимую часть суши они превратили в полноценный регион империи, с деревнями, городами, разнообразными видами хозяйственно-экономической деятельности, — считает директор приморского музея им. Арсеньева Виктор ШАЛАЙ. — Обычные крестьяне из украинских губерний преодолевали огромные расстояния, следуя за мечтой. Пароходом из Одессы через Суэцкий канал, Тихий океан. Это история формирования дальневосточного менталитета. Дальневосточник дорог не боится и воспринимает расстояния несколько иначе, чем человек западный. Тема фундаментальна для понимания специфики Приморья.
Истории переселения в край посвящены две постоянных экспозиции музея Арсеньева «Время дороги» и «Время дома». Как уверяют организаторы, каждый посетитель в этом зале сможет представить себя на месте трудолюбивого человека, который принимает решение всей жизни. Ведь «земли, сколько хочешь и барина нет».
— Один было агроном, второй мукомол, третий скотовод, — добавляет Виктор Шалай. — Они ехали сюда навсегда, жили так, чтобы создать хорошие условия детям. Это важно понимать тем, кто получает землю сегодня. Либо ты разделяешь интересы развития государства, либо не понимаешь, что с этим гектаром делать. Первые переселенцы жили долгосрочно. В этом не было ни пафоса, ни лукавства. Если на это обстоятельство обратить внимание сегодня…
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Руководитель клуба «Родовед» Елена СОБОЛИВСКАЯ:
— Наш регион один из самых молодых в России. Все переселенческие процессы ещё живы в памяти. Но об этом никто в учебниках истории не пишет, а мы этим занимаемся. Человек приходит в лучшем случае с семейной легендой, переданной поколениям, с парочкой документов, мы объясняем, каким путём докопаться до истины. Есть архивы, интернет-источники. И остаются белые страницы. Есть энтузиасты, которые описывают большие территории. К примеру, это Наталья Буковская, раскрывшая в своём труде станичные округа вдоль Уссури. А в Чугуевском районе — нет желающих работать, вот вам и белое пятно. Изучение корней происходит только по желанию в соответствии с интеллектуальными особенностями человека.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Зам. председателя комитета по социальной политике и защите прав граждан Законодательного собрания Татьяна КОСЬЯНЕНКО:
— Знаю примеры плодотворной работы краевых образовательных учреждений по программам, посвящённым истории родного города, села, в том числе и предков-переселенцев. Дети составляют геологические древа, готовят театрализованное представление по истории создания поселений. Работа интересная и важная. Ею занимаются с начальной школы до конца 11 класса.
КСТАТИ
В 2018 г. планируется увеличить число территорий для участников программы содействия переселению в Приморье соотечественников, проживающих за рубежом. К 26 муниципалитетам, готовых принять их на жительство, добавились Дальнереченский и Кавалеровский районы.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео