Войти в почту

Фрилансер: 5 рычагов воздействия

Многие зареклись иметь дело с фрилансерами: несмотря на очевидную дешевизну, ими сложно управлять. И правда – это вам не штатный работник! Что же делать? Пять работающих методов перечислила Кристина Туфрина, HR generalist компании «Вест Концепт». С развитием информационных технологий в нашу жизнь прочно вошел термин “фриланс” и мы активно привлекаем фриланесров к проектам, в внутренним задачам организации. В таком сотрудничестве есть как плюсы, так и минусы. И эти достоинства и недостатки нужно знать, чтобы управлять процессами взаимодействия с “вольными птицами”. Предлагаю разобраться с терминами “удаленный сотрудник” и “фрилансер”. Специалист, работающий удаленно, оформлен в штат компании — это основное отличие "удаленного специалиста" от фриланса. Соответственно, на удаленного сотрудника распространяются все корпоративные нормы, с ним заключается трудовой договор, где прописываются его должностные обязанности. Фрилансер чаще всего вне рамок: то есть в договоре не прописывается режим работы, а есть общие сроки выполнения задания, а значит, отследить промежуточный результат сложнее. Поэтому руководителю или HR-у, которые взаимодействуют со “свободным работником”, нужно правильно выстраивать процесс, понять методы воздействия, чтобы не пострадал проект и отношения с фрилансером, так как каждый фрилансер потенциально может стать штатным специалистом – об этом нужно помнить! Итак, на что стоит обратить внимание заказчику: Вы как заказчик должны себе представлять и желаемый результат, и производственный процесс. Так как в большинстве случаев фрилансер берет на себя ответственность за выполнение сформулированного вами технического задания, а не за результат, то если вы допустите ошибку на этапе постановке задачи — ответственность в итоге на вас. Понимание схемы всего процесса взаимодействия У вас есть цель: попасть из пункта “А” в пункт “Б”. Перед постановкой задачи для фрилансера вам надо понять, нет ли промежуточного этапа “С” или “Д”, то есть на каком отрезке проекта будет задействован конкретный фрилансер. Опытный фрилансер должен понимать общую схему всего процесса. И если вы конкретно поставите задачу на одном из этапов проекта, он не будет задавать лишних вопросов (ведь ему за это не платят), понимая, что на остальные этапы работ у вас, скорее всего, задействован либо другой исполнитель, либо имеется своя схема взаимодействия. В данном случае метод воздействия – это четкость в постановке задачи. Помните, что ваш фрилансер работает не только на вас, а это значит, вы должны оценить, на каком месте по приоритетности сдачи работ находится ваш проект. То есть нужно изучить “стиль работы” данного специалиста, понять, насколько он загружен, потому что сроки сдачи работ будут зависеть от многих факторов: сложность текущего проекта (простые заказы обычно выполняются быстрее), денежная мотивация (дешевые заказы выполняются по остаточному принципу), являетесь ли вы постоянным клиентом (задачи от постоянных заказчиков могут быть в приоритете; если попросить заранее, может быть и наоборот – когда постоянные клиенты уходят в “лист ожидания”, если в текущей разработке есть крупный новый заказ). Здесь ваш рычаг воздействия – это коммуникации с исполнителем: хоть это и не штатный сотрудник, про контроль забывать не стоит. Не стоит упускать из виду и человеческий фактор: фрилансер – это самостоятельная единица, которую никто не заменит в случае болезни и прочих обстоятельств, но плюсом все же является тот фактор, что фриланс дешевле, чем услуги фирмы-подрядчика. Поэтому вы смело и честно можете озвучивать исполнителю, что в случае болезни вам придется искать замену, так как подвести свою компанию и провалить сроки вы просто не имеете права. Это также является рычагом воздействия, так как фрилансеру невыгодно терять заказчиков и портить свои имидж на большом и конкурентом “рынке свободных профессионалов”. Важный и ответственный момент связан с этапом оценки специалиста на бирже фрилансеров. Вам придется самостоятельно оценить компетенцию исполнителя. Метод воздействия на данном этапе заключается в том, чтобы грамотно оценить исполнителя, изучив его портфолио, предыдущее проекты, посмотреть рейтинг на бирже заказов и, конечно, промониторить, в какую денежную ставку оценивает себя сам фрилансер. Вы должны ориентироваться в стоимости специалистов на рынке труда, кроме того, нужно помнить, что дешево – не значит качественно в данном случае! Отношения между сторонами во фрилансе зачастую оформляются через гражданско-правовой, реже трудовой договоры, но в большинстве случаев стороны ограничиваются “честным словом”. Поэтому если для вас сэкономить на налогах и взносах в фонды не первоначальная задача, то лучше ваши отношение закрепить документами, и это и будет ваш основной рычаг воздействия. Адекватный руководитель понимает, что в правильных рабочих отношениях с фрилансером есть заинтересованность с обеих сторон, и взаимодействие должно прежде всего основываться на честности. Вы бережете не только свою репутацию, но и репутацию компании, а исполнителю важно быть в хороших отношениях с порядочными клиентами. Фото Pixabay

Фрилансер: 5 рычагов воздействия
© HR-tv.ru