Войти в почту

Годы работы и миллионы инвестиций: почему делать hardware-проект – это боль

Проблемы, с которыми сталкивается IoT-разработчик С конца 2015 года мы делаем платформу для запуска IoT-проектов и первый девайс на ее базе — трекер для собак. Сразу замахнувшись на международный проект, мы понимали, что будет сложно. Но, наверное, не понимали насколько. Есть четыре основные проблемы, с которыми сталкивается разработчик устройств в сегменте Internet of Things. А именно: R&D Разработка устройств, включая микроэлектронику, промышленный дизайн и встроенное ПО. В случае создания носимых устройств, разработчика ждет также огромный блок работ над энергоэффективностью устройства при сохранении минимально возможных размеров корпуса. Серийное производство Часто этот этап еще сложнее, чем разработка. Производство и обеспечение корректной и эффективной работы всех компонентов «умного» устройства требует многих итераций – временные затраты исчисляются годами. Работа над серверной частью Это удаленное управление устройствами, автоматическое обновление, хранение, анализ и отображение данных, интеграция с биллинговыми системами. Еще один дорогой и сложный этап работ. Работа с операторами сотовой связи Если вы хотите, чтобы ваш девайс использовал сотовую сеть и был онлайн в любой точке земного шара, готовьтесь к трудностям. Вам нужно будет разработать коммуникационные протоколы и технологии для передачи данных, провести интеграцию с платформами операторов связи. Что может пойти не так Чтобы показать на паре примеров, с чем — просто гипотетически — можно столкнуться, когда занимаешься разработкой проекта в заманчивом мире интернета вещей, расскажем о структуре работы нашего трекера. Первое, что девайс делает — это собирает данные от акселерометра (трекинг движения) и GPS-приемника (трекинг координат). Затем эти данные, с помощью встроенного модема и SIM-чипа, через сотовую сеть передаются на наш сервер. Трекер для собак Сервер анализирует полученные данные и хранит их. По запросу с приложения на смартфоне сервер передает обработанные данные пользователю. Кажется, что все понятно. Но что тогда может пойти не так? Производственная логистика Многие компоненты трекера, например, модемные модули, нужно заказывать заранее и ждать поставки несколько месяцев. Другие — скажем, аккумуляторы — наоборот, заранее заказывать нельзя, потому что они не могут долго храниться на складах. Третьим нужно обеспечить трансфер через границу КНР к месту сборки, а это означает дополнительное таможенное оформление (неопределенно долгое и с непредсказуемым результатом). То есть даже просто собрать устройство в одном месте и в одно время из нужных деталей — уже задача. Само производство Языковой барьер и другая ментальность китайских инженеров сильно усложняют и затягивают процесс. Несмотря на тщательно подготовленные производственные документы, работа с китайскими фабриками не может обойтись без брака. И существенная его часть — это брак, который удается выявить уже на самых последних этапах. Как результат — дополнительные траты времени и денег на отлов брака на мелких, пробных партиях. Затем оперативное исправление ошибок до выпуска основной партии. Если не озаботиться этими проблемами, можно забраковать всю партию разом или — еще хуже — обнаружить ошибки уже после начала продаж, когда на них укажут сами пользователи Критические баги А они будут! Получив первые серийные образцы, не спешите «открывать шампанское». Когда мы получили из Китая первые трекеры, устройство «проснулось», получив данные от акселерометра, подмигнуло LED-подсветкой... И все. В приложении данных не было. Что это может быть? Проблемы с антенной? Сбой на сервере или в самом приложении? Оказалось, не были активированы SIM-чипы. Но выяснить это было непросто. Пользователь с такими багами разбираться не будет, а молча сдаст девайс обратно в магазин. Поиск совершенства Когда ты создаешь миниатюрное IoT-устройство, которое «трекает» собаку — живое существо с весьма хаотичным движением, которое любит гулять и в дождь, и в холод, и ночью, то вынужден искать компромисс. Компромисс между весом, наличием подсветки и сроком работы батареи, стоимостью и функциональностью, внешним видом и удобством. Разработать идеальный по всем параметрам продукт, который будет отвечать всем ожиданиям потребителя и разработчиков — реально, но очень сложно. И лучше заранее это понимать и готовить себя к тому, что вам придется потратить больше ресурсов, чем вы предполагали. Эти сложности только начало Все описанные сложности — это только начало. Вам придется создать целую экосистему вашего сервиса, если у вас нет цели продать устройство, закрыть юрлицо и забыть про всех покупателей. Создание экосистемы — это целый комплекс задач. Вам будет необходимо: Пройти сертификацию Договориться с ритейлерами, чтобы они поставили девайс на полки Открыть собственный онлайн-магазин Организовать техподдержку пользователей первого и второго уровня Забрифовать и выбрать сервисный центр Общаться с партнерами в других странах, отбирать их и контролировать За скобками остается еще весь маркетинг и многие другие технические этапы. Например, тесты с реальными пользователями, настройка внутренних составляющих, различные интеграции и улучшения корпуса девайса, обновления прошивки устройства и мобильного приложения. Это занимает годы работы и миллионы инвестиций. Результат же такой работы — радость от первых позитивных отзывов от пользователей из разных стран. Так сложно ли сделать «железное» устройство и стоит ли удивляться, что в России создается так мало проектов в сфере интернета вещей? Наверное, нет. Стоит ли пугаться этих сложностей? Нет, но только если вы реалистично оцениваете предстоящий путь. И не планируете начать продажи уже через 3-6 месяцев после запуска проекта. Советы тем, кто хочет сделать hardware-проект Смиритесь: делать гаджеты — это долго и дорого Если вы хотите сделать нормальный девайс, то это недешево. И это долго. В среднем, путь от идеи до первой рабочей партии занимает 1-2 года разработки. Если вам удобнее считать в деньгах, то это минимум 500 тысяч долларов. В эту сумму войдет работа инженеров, дизайнеров, затраты на производство и логистику. С меньшими бюджетами и сроками в hardware, а тем более IoT, соваться не нужно. Ищите «своего» человека в Китае Чтобы наладить производство, нужен «свой» человек на месте, в Китае. Можно открыть филиал — это круто, но дорого. Более бюджетный вариант — нанять русскоязычного посредника (или отдельного человека в штат), который живет в Китае, знает специфику рынка и местных фабрик. Не экономьте на инженерах и фабрике Это те два пункта, на которых в принципе нельзя экономить. На наших глазах десятки проектов прогорали на том, что выбрали дешевые электронные компоненты без нормальной поддержки и обновлений. Или принимали решение по выбору фабрики за пару дней, посмотрев всего несколько вариантов. Так делать нельзя. Материалы по теме: Дмитрий Рябинин: «Apple взялась за старое: ее продукты пожирают друг друга» «Железный» тренд: какое будущее у hardware-стартапов Как мы запустили технологичное производство в России (и это выгоднее, чем работа с Китаем) Этот стартап всего за день может напечатать на 3D-принтере целый дом Как построить «железный» стартап: опыт главы компании Lytro

Годы работы и миллионы инвестиций: почему делать hardware-проект – это боль
© RB.ru