Войти в почту

Загадка старца Фёдора Кузьмича

4 сентября 1836 года у Красноуфимска в Пермской губернии появился загадочный старик, попросивший местного кузнеца подковать ему лошадь. Вид и повадки незнакомца показались бдительному ковалю подозрительными (беглый раскольник или крепостной), и тот заявил, как положено, в полицию. При допросе у странника не оказалось никаких документов, его спина исполосована рубцами от давних заживших ударов кнута, но и особо он опасным он признан не был. Старцу было лет 60 (а царь Александр I, напомню, жил в 1777-1825). Определением местного суда он был сослан на новое место жительства в Томскую губернию. В Сибири за Фёдором Кузьмичём пошла слава праведного, чуть ли не святого человека. Он выполнял мелкую работу по ремеслу, учил грамоте деревенских ребятишек, а за работу брал только то, чтобы был накормлен и напоен. Всегда был трезв, а постничал по силе и без показного благочестия: было у хозяина одно молока в постный день – мог угоститься и им. Много молился. Праведная жизнь всегда создаёт завистников, и эта юдоль не миновала Фёдора Кузьмича. Его заподозрили в отпадении от православия к одной из ересей. Но тот сумел представить за себя порядочных заступников. 20 января 1864 года старец Фёдор Кузьмич скончался. На том дело бы и кончилось, если бы…[С-BLOCK] Ещё при жизни за Фёдором Кузьмичём потянулась слава человека не только не от мира сего, но и от высшего петербургского света. Сам старец не отрицал её, грамотно говорил по-французски, а на вопросы, почему он оставил такую жизнь, неизменно отвечал, что нынешняя его жизнь лучше. Слухи о том, будто бы Фёдор Кузьмич – сам не кто иной, как оставивший мир бывший государь император Александр I, пошли ещё при его жизни. После его смерти началось поклонение его чудотворной могиле. Фёдор Кузьмич был канонизирован РПЦ в 1984 году в Соборе Сибирских святых Слухи о том, что царь Александр на самом деле не умер, начались сразу после его смерти. Говорили, будто он тайно оставил свет, чтобы советом наставлять государя Николая Павловича. Происхождение этих слухов понятно. России, оставшейся без Патриарха, всегда хотелось, чтобы при монархе был авторитетный наставник по духовным вопросам. Многие высказывания Александра I при жизни (что он-де оставит свет и будет питаться одной картошкой) давали пищу великосветских умам. Этого, конечно, совершенно недостаточно, чтобы делать из этого какие-то выводы. Равно как и из свидетельств людей, которым Фёдор Кузьмич якобы ещё при жизни признался, кто он есть на самом деле. Разбираться в шифрованных записочках, коими писал старец – дело вообще бездоказательное, ибо их подлинность неизвестна.[С-BLOCK] В 1873 году ещё живого Фёдора Кузьмича посетил великий князь Алексей Александрович, четвёртый сын императора Александра II. В 1891 году могилу старца посетил будущий император, тогда наследник цесаревич Николай Александрович. Говорят, будто портрет Фёдора Кузьмича висел в личном кабинете императора Александра III. Но эти свидетельства, сами по себе довольно веские, ничего не доказывают и не опровергают. Возьмём сухие остатки, какие у нас есть. Нам неизвестны подлинные останки императора Александра I, нам неизвестно место его погребения. Его официальная могила, вскрытая в 1921 году, оказалась пустой! Это вам не Ярослав Мудрый, умерший тысячу лет назад. Документы описывают, что тело, положенное в Таганроге в царский гроб, совсем не было похоже на тело того, кем он был при жизни. Труп не был обезображен, а указания «экспертов» на жару, из-за которой останки могли деформироваться при перевозке к месту погребения, смехотворны, ибо дело происходило в декабре! Вызывают сомнения несовпадения роста. Александр I был 178 см, а Фёдор Кузьмич 172 см. Но это не кажется совсем уж исключающим всякое тождество при таком резком изменении возраста, питания и образа жизни. Сразу после смерти старца, во избежание неподобающих слухов, было снаряжено следствие Святейшего Синода, которым, в силу его особой важности, руководил сам обер-прокурор Синода К.Г. Победоносцев. Дело, судя по известиям о нём, было поведено так, чтобы: а) максимально его запутать; б) объявить лиц, наиболее уверенно свидетельствовавших о тождестве Фёдора Кузьмича с покойным царём (например, купец Хромов), умалишёнными; в) все люди, знавшие Фёдора Кузьмича в то время, когда он был менее стар и, следовательно, мог иметь больше сходства с покойным царём, к моменту следствия уже скончались или впали в старческое слабоумие.[С-BLOCK] Понятно, что царская власть отрицательно относилась к официальному отождествлению Александра I и Фёдора Кузьмича. Ведь: 1) это означало бы, что она лгала людям почти сотню лет; 2) прирождённый-то царь может, оказывается, и без царства прожить, и говорит, что это даже лучше; 3) это нарушало бы весь строй законов Российской империи, касающийся престолонаследия, и даже ставило под сомнение законность всех последующих царей; 4) царская власть выше священства, а уж тем более такого вот, самовольного, чуть ли не с сектантством граничащего. Отрицательное отношение советской власти к установлению или опровержению тождества Фёдора Кузьмича с представителями династии Романовых объяснялось предельно просто: вдруг это и вправду окажется царь, а народ его почитает?! Нет, при большевиках такое было недопустимым. Наконец, нынешнее отрицательное в большинстве кругов отношение к генетической экспертизе останков Фёдора Кузьмича с известными представителями линии Романовых близко к описанному выше отношению императорского режима, но в него вносится ещё один важный нюанс. Царство выше священства, а раз сам царь, добровольно и тайно отрекшийся от трона, своим аскетизмом в миру, выходит, надсмеялся над обычаями части нынешнего духовенства? И какое тогда священство может быть у этакого духовенства? Нет, пока никто из сильных мира сего не заинтересован окончательно закрыть эту догадку. Ибо вдруг догадка окажется правдой?

Загадка старца Фёдора Кузьмича
© Русская Семерка