Войти в почту

Орловские чиновники задолжали бизнесу более миллиарда рублей

Открыли счет Подрядчики привыкли к тому, что деньги по выполненным контрактам им платят несвоевременно либо по частям. Нередко приходится обращаться в арбитражный суд, поскольку другого способа получить заработанное не остается. Заказчики ссылаются на отсутствие средств из-за скудного бюджетного финансирования. Прокурорские проверки показали, что чиновники заключают контракты, даже не имея необходимых сумм. Они знают, что вовремя не заплатят за работу, но все равно объявляют тендеры. Тем самым нарушается гарантированное законом право предпринимателей на своевременную оплату по государственным и муниципальным контрактам. За это предусмотрена уголовная ответственность. Раньше норму почти не применяли. Споры решались в арбитраже. Или чиновники погашали долги после получения предписания. Однако на днях было возбуждено уголовное дело, которое может стать показательным. Областная дорожная служба еще в 2015 году наняла двух субподрядчиков для ремонта дороги в Орле. - Организации выполнили работы в полном объеме, но с ними не был произведен расчет на сумму около четырех миллионов рублей, - рассказала старший помощник облпрокурора Елена Семина. - Уголовное дело возбуждено по статье 169 УК РФ "Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности". Воспрепятствование заключается в следующем. Бизнесмен тратит на выполнение контрактов собственные средства. Он планирует получить их обратно с прибылью и вновь пустить в оборот. Но если ему не заплатили, то он теряет возможность принять участие в новых торгах, выдать зарплату работникам, закупить необходимые материалы и прочее. Например, в райцентре Болхов администрация задолжала 400 тысяч рублей хлебокомбинату. Предприятие, в свою очередь, не смогло выдать зарплату. Долг был погашен лишь после того, как прокурор внес представление главе района. Как раз хватило, чтобы рассчитаться с рабочими. Крупные организации с проблемой справляются, но по небольшим ООО это бьет очень больно. Некоторые из-за бюджетных долгов оказываются на грани банкротства. Приходится жаловаться в компетентные органы. Двигатель регресса Задолженность возникает практически во всех сферах. В Орле в прошлом году долг перед поставщиками школьного питания превысил 80 миллионов рублей. Городу пришлось брать кредит у области для того, чтобы начать его погашать. От неприятностей чиновников это не спасло - их проверяют правоохранительные органы. Но самая проблемная сфера - дорожная. Там крутятся большие деньги, долги исчисляются десятками миллионов рублей. И это странно, поскольку дорожное финансирование закладывается при верстке бюджета. Денег должно хватать. Как выяснила контрольно-счетная палата, средства попросту не осваивают. В качестве примера в КСП привели программу "Устойчивое развитие сельских территорий". В ее рамках регионы получают субсидии на строительство сельских дорог. Федеральный центр берет на себя большую часть расходов. Область возвращает ему неосвоенные деньги. Достраивать объекты приходится за свой счет. - Отсутствие должного контроля привело к тому, что второй год подряд приходится проводить работу по возврату неизрасходованных средств, - сообщил председатель КСП Иван Левин. - Это ложится дополнительной нагрузкой на областной бюджет. Так, 270 миллионов рублей региону необходимо найти на достройку объектов программы 2016 года. И все потому, что не освоили федеральные средства. Даже наличие денег в бюджете не гарантирует подрядчику их получение. Значит, проблема не столько в финансах, сколько в отношении к делу. В Орловской области начали бороться и с этим. Даже наличие денег в бюджете не гарантирует подрядчику их получение - За последние два года в суды в порядке регресса было подано 34 иска, - рассказала Елена Семина. - В них содержались требования о возмещении ущерба, причиненного бюджетам в связи с взысканием штрафных санкций. Иски предъявляют заказчикам, по вине которых пришлось платить "лишнее". Происходит это так. Подрядчик идет в арбитраж и отсуживает задолженность, а вместе с ней пеню и штрафы, оплачивать которые приходится за бюджетный счет. Кроме того, казна оплачивает судебные расходы, в частности госпошлину. Затем прокурор в порядке регресса взыскивает переплаченную сумму с ответственного чиновника. Так, в Краснозоренском районе глава сельского поселения заключила контракт на поставку уличного спорткомплекса. С поставщиком не расплатились, и тот обратился в суд. Он получил на 60 тысяч рублей больше, чем если бы ему заплатили вовремя. В эту сумму оценили нанесенный им ущерб. - Пеня и судебные расходы были оплачены за счет бюджета сельского поселения, - пояснила Елена Семина. - По решению суда с главы поселения взыскано 60 тысяч рублей в счет возмещения причиненного ущерба. Платить чиновникам приходится из своего кармана. Возможно, это изменит их отношение к проведению закупок. Лакомый кусок Проверки также показали, что большую часть контрактов получают единственные поставщики. Договоры с ними заключают без торгов. Деньги тоже не всегда платят вовремя. Но настораживает сам факт того, что заказы отдают конкретным фирмам и ИП. Хотя одним из основных принципов контрактной системы является создание равных условий для обеспечения конкуренции. - Законом установлено два способа определения исполнителя: конкурентный и закупка у единственного поставщика, - пояснил замглавы регуправления ФАС Сергей Бочков. - Размещение заказа у единственного поставщика возможно, когда проведение конкурсных процедур нецелесообразно в силу значительных временных затрат. Например, если тяжелобольному пациенту срочно требуются лекарства или надо как можно быстрее восстановить снесенный мост. Закупка у единственного поставщика также возможна, когда цена контракта не превышает установленных законом пределов. Минимальный составляет 100 тысяч рублей. Это оказалось правовой лазейкой, которой на местах активно пользуются. Так, при плановой проверке исполнения бюджета Мценского района КСП выяснила, что свыше 80 процентов контрактов на содержание дорог были отданы единственным поставщикам. Материалы были направлены в УФАС. Антимонопольная служба завела дело и признала факт нарушения закона о защите конкуренции. Отдел дорожного хозяйства дробил крупные контракты на мелкие. Так, в течение двух недель с ИП было заключено семь договоров на содержание одной дороги на улице Школьной в селе Подбелевец. Ее протяженность составляет 1230 метров. На улице всего 27 домов. Общая сумма контрактов составила 600 тысяч рублей. Если бы дорогу выставили одним лотом, пришлось бы проводить торги. Но организаторы создали семь лотов по числу участков, на которые виртуально разделили улицу. Хотя в техпаспорте она является единым объектом. Цена каждого контракта составила 85703 рубля, что позволило не проводить аукцион. - Заключение связанных между собой сделок, искусственно раздробленных для формального соблюдения ограничений, дезавуирует закон о контрактной сфере, - считает Сергей Бочков. - Это открывает возможность для приобретения незаконных имущественных выгод исполнителем договоров. В деревне Алешне на пять участков поделили дорогу длиной 800 метров на улице Заречной. Там общая сумма контрактов составила 440,55 тысячи рублей. Но цена каждого из них также не превысила 100 тысяч. Например, стоимость одного из контрактов составила 98,95 тысячи рублей. А в деревне Ядрино цена самого дорогого контракта составила 99,7 тысячи рублей. От необходимости проведения аукциона организаторов отделили всего 300 рублей. Проверка показала, что договоры без конкурсных процедур в течение года получили лишь две организации и один ИП. При рассмотрении материалов была установлена вина руководителя отдела в нарушениях закона "О контрактной системе в сфере закупок". Его наказали административным штрафом в размере 25 тысяч рублей. УФАС также выдало предписание с требованием не допускать в будущем подобных нарушений. Чиновников обязали представить план на текущий год. Дорожные работы в нем должны быть объединены в единые лоты, по которым будут проведены открытые торги. Впрочем, точка еще не поставлена, и теперь слово за правоохранителями. - Серьезной проблемой также является превышение начальной максимальной цены контракта над сложившимися ценами по результатам проведенных торгов по ЦФО, - подытожил Иван Левин. - Выборочная проверка показала, что это сокращает возможности экономии финансовых ресурсов. Дословно Иван Полуэктов, прокурор Орловской области: - Благодаря комплексным мерам реагирования государственными и муниципальными заказчиками в 2016-2017 годах была погашена задолженность на общую сумму свыше одного миллиарда рублей. Было внесено 71 представление, в результате свыше 40 лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.

Орловские чиновники задолжали бизнесу более миллиарда рублей
© Российская Газета