Мария Машкова: "Настоящие большие вещи юмором не очернишь!"
На ТНТ стартовал новый комедийный сериал "Света с того света". Это история о девушке, которая в результате несчастного случая оказалась ограниченной в движении. Чтобы заработать на операцию, которая позволит Свете вновь ходить, девушка выбирает очень сомнительное занятие. Представляясь магом-био-энерго-терапевтом Светозарой на просторах сети, она за небольшую плату помогает людям решить их личные проблемы. Мы поговорили с актрисой Марией Машковой, исполнившей главную роль в сериале о черном юморе, съемках и очень серьезных темах.
Сразу ли Вы согласились на эту роль?
— До того, как ко мне попал сценарий, я познакомилась с девушкой-колясочницей Дашей. Она познакомила меня с ребятами, которые жили в реабилитационном центре и с которыми только-только произошло несчастье. Сценарий поначалу меня очень напугал… Как это смело написано! Как это сыграть, чтобы никого не задеть, не обидеть. Тема сложная и надо постараться не превратить ее в чистую комедию. Соблюсти эту грань — высший пилотаж. Трагикомедия — это мой любимый жанр, но работать в нем, выдерживая амплитуду от слез до смеха очень сложно. Я даже отказалась от проб, но мне позвонил режиссер Максим Пежемский, у которого я снималась еще в 12-летнем возрасте в своем первом фильме "Мама, не горюй". У меня была небольшая роль, я играла малолетнюю наркоманку. Максим позвонил и попросил внимательнее прочесть сценарий Анны Пармас, которая вместе с Авдотьей Смирновой написала много прекрасных сценариев, а массовому зрителю известна, как режиссёр последних нашумевших клипов группы Ленинград, начиная с "Лабутенов".
А кто придумал окончательный образ Светы, который мы видим на экране?
— Нужно было найти форму, понять, как выглядит обычная Света и как Светозара. Это оказалось очень непросто. Из девяти часов работы не получалось ничего в течение восьми с половиной. Я вспомнила щукинскую школу, прикидывала какие-то парики, и шепелявила, и картавила… Что только не делала, но все было ужасно. И за 10 минут до конца проб я схватила какой-то парик и оказалось, что у меня уникальное портретное сходство с Еленой Малышевой. (Смеется.) Малышева не стала основным двигателем прогресса, но в знак благодарности вошла в пилотную серию. Спасибо, Елена, низкий Вам поклон за эту роль. Вообще, уменя была навязчивая идея, что Света должна быть рыжей. Мы пробовали разные варианты: возрастная Светозара, с черными волосами… Но стало понятно, что она может быть только как рыжий клоун.
Что можете сказать о своей героине?
— Девчонка, которая попала в непростую жизненную ситуацию, и пытается с ней справиться с помощью легкого мошенничества. В идеале мне бы хотелось, чтобы она вызывала симпатию у зрителей ТНТ. Важно, чтобы люди понимали — она мошенничает не просто так, а за дело. И она действительно помогает людям.
Подобное мошенничество в данном случае оправдано?
— С учетом того, что у нас люди с ограниченными возможностями в большинстве своем не могут выходить из дома, живя в пятиэтажке без лифтов. Не говоря уже о том, что на коляске даже маленький поребрик не переедешь. Безусловно, Света это делает для выживания, других вариантов нет.
Почему люди обращаются к подобным персонажам как Света и приходилось ли вам сталкиваться с чем-то подобным?
— Вы знаете, я так во все это верю, поэтому даже боюсь обращаться. Любому человеку, который просто пройдет мимо и что-то скажет я безоговорочно верю. Стою с открытым ртом и слушаю, пока муж не берет меня за шкирман и не оттаскивает. Я идеальный клиент Светы: все выложу, всему поверю, а еще заплачу, скажу спасибо и отдам все деньги. Стараюсь даже близко туда не подходить.
Как вы относитесь к черному юмору и как считаете, на какие темы можно шутить, а на какие нельзя? И где грань между этим?
— Я очень люблю черный юмор. Все зависит от качества шутки. Думаю, что можно шутить на любые темы, настоящие большие вещи юмором не очернишь. В любом случае — все дело в формулировке шутки.
Несмотря на то, что это комедийный сериал, в нем затрагиваются очень серьезные вопросы… "Света с того света" — это настоящая революция на ТНТ. То, что главная героиня — девушка с ограниченными возможностями, и рассказываем мы ее историю не где-то в рамках артхаусного кино, обсуждая большие проблемы в маленьком пустом зале. Мы формулируем эту проблему на большом телевизионном экране, и это прорыв. Общение с такими людьми нужно больше не им самим, а всем нам. Нам важно понимать, что все хорошо и нужно уметь вовремя выдыхать.
Как съемки проходили? Что было самым сложным?
— Если честно, было ужасно. Это был первый проект, где режиссер не хвалил и не поддерживал. Это тактика режиссера, Максим, в этом смысле, своеобразный режиссер. Сниматься было очень сложно. Мы находились в съемочном павильоне в одной части Москвы и передо мной стоял просто фотоаппарат, а где-нибудь в Химках сидели другие актеры в такой же обстановке, и мы на самом деле просто общались по скайпу. В связи с этим возникало огромное количество технических сложностей. До съемок мы много репетировали, потому что приходилось работать в режиме театральной постановки. Во время съемок кино происходит перестановка света, камер, в нашем случае все было стационарно. Менялись только люди, с которыми я общалась. Представьте, какие объемы текста приходилось учить, плюс еще связь постоянно нарушается. Мозг вскипал, ничего не получалось. У меня на руках был такой сценарий, который ни в коем случае нельзя было испортить, просто не нарушить высочайший уровень драматургии.
А с папой советовались по поводу роли? Он ее одобрил?
— Помню, пришла вся в слезах к папе, сказала, что ничего не получается, и я не знаю что делать. И он мне ответил: "Маш, учи текст". И после этого я просто сконцентрировалась и учила этот сложный, специфический текст в котором фигурировали всякие биополя, энергетические потоки и многое другое. Поскольку способ съемки не предполагал монтажа — все эти дубли нужно было сыграть на одном дыхании. Сложная задача — с одной стороны нужно было существовать документально, чтобы не было карикатурности, с другой стороны, чтобы было интересно и не скучно.
"Света с того света" — пн-чт, в 20.00 на ТНТ