Украина.ру 12 января 2018

Бунт «муравьев»: почему на Западной Украине протестуют «челноки»

Фото: Украина.ру
10 января сотни жители Львовской и Волынской областей протестовали против новых таможенных правил ввоза товаров, вступивших в силу с начала этого года. Протестующие перекрыли движение на четырех пограничных пунктах на границе с Польшей: «Шегини», «Рава-Русская», «Краковец» и «Ягодин». В каждой из акций протеста принимали участие по 100-150 человек.
«Участники процесса путем беспрерывного хождения по пешеходному переходу препятствуют проезду машин. Пропускают только пассажирские автобусы», — сообщают в Национальной полиции. Начальник Львовской таможни Левко Прокипчук заявляет, что организаторами акции являются те, «кто заинтересован в дестабилизации ситуации на границе Украины с ЕС». Протестующие заявляют о намерении продолжать акции протеста, если парламент не отреагирует на их требования и не отменит новые таможенные правила.
Новые правила — старые проблемы
Согласно новым правилам, безлимитный ввоз ручного или сопровождаемого багажа ограничивается суммой до 500 евро при условии, что груз не превышает 50 кг., если время пребывания за рубежом было больше 24 часов, а граница пересекалась не чаще, чем один раз за 72 часа. При более частых въездах ввоз товаров ограничивается 50 евро.
Таким образом, новые таможенные правила направлены, прежде всего, против челночного бизнеса, процветающего в приграничных областях и дающего заработок тысячам украинцев. Основной целью нововведений декларируется защита отечественного производителя. Тем не менее, такими мерами можно разве что несколько усложнить жизнь «челнокам», но не прекратить поток товаров, поскольку основной движущей силой является разница в цене.
Действительно, в Польше многие товары стоят дешевле, чем на Украине, несмотря на существенную разницу в зарплатах. Ряд продуктов питания, строительные материалы, бытовая химия и обувь стоят в 1,5-2 раза дешевле в польском Перемышле. Хотя это товары преимущественно достаточно низкого качества, но рядовому украинскому потребителю, выживающему на скудную зарплату или пенсию, выбирать не приходится — цена товара остается решающим фактором. Таким образом, соблазн купить в Польше и перепродать на Украине никуда не денется, по крайней мере, пока существует такой ценовой дисбаланс. Если даже совсем запретить беспошлинный провоз мелких партий товаров, это лишь усилит контрабандистский бизнес, который здесь тоже процветает, обогащая служащих таможни.
Международный пограничный пункт пропуска «Корчевая-Краковец»
В приграничных районах целые села промышляют челночным бизнесом. Мелкие предприниматели нередко ежедневно пересекают границу, загружая микроавтобусы польскими товарами для перепродажи в своих магазинах, загружая в салон необходимое количество «подсадных» односельчан — сумма и вес ввозимой партии товаров делится на количество пассажиров. Это один из самых легких видов заработка, популярный у западноукраинских пенсионеров — нужно просто проехаться и посидеть в автобусе какое-то время за 100 гривен за одну ходку. В Польшу «путешествуют» иногда по несколько раз в день и тоже не с пустыми руками, а перевозя сигареты, которые пока еще дешевле на Украине. Из Польши везут в первую очередь продукты питания, а также бытовую химию и технику.
Широко распространена также схема переноса содержимого целых оптовых складов, оборудованных по обе стороны границы: жители местных сел на себе переносят товар мелкими партиями, что позволяет экономить на уплате пошлины. Перевозчиков называют здесь «муравьями» и «мулами». За одну ходку «муравей» может заработать от 300 до 500 гривен, в зависимости от собственной грузоподъемности.
Как объясняет начальник Государственной фискальной службы Львовской области Игорь Долинский, происходит это следующим образом: «Приезжает с польской стороны фура, к ней подъезжают „челноки“, делят товар на разрешенные законом партии, переносят сюда, здесь накапливают на складах, а затем продают, например, через Интернет». С одной стороны, по его словам, они не нарушают закон, а с другой стороны — ломают принципы добросовестной конкуренции, удешевляя товар. Такой бизнес весьма рентабелен, так как поставщик товара не платит 10% пошлины и 20% НДС украинскому бюджету, а может еще и получить от страны, где он купил этот товар, возврат НДС. В Польше, например, это 23% стоимости товара.
Председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак называет новые таможенные правила ударом ниже пояса жителям всех приграничных территорий. «Нельзя понять логику принятия этого решения, потому что никаких особых дополнительных поступлений в государственный бюджет эти изменения не принесут, а приведут только к проблемам для определенных категорий населения. Если наши законодатели хотели таким образом побороть незаконный импорт, то надо сказать, что основная контрабанда осуществляется не в сумочках и рюкзаках простых граждан, а в фурах и вагонах», — утверждает Андрей Новак.
Главный аргумент лоббистов новых таможенных правил сводится к необходимости следовать принципам честной конкуренции, так как местный производитель (который платит НДС, налоги на доходы своих работников, отчисления в пенсионный фонд) не может конкурировать на рынке с тем, кто не делает никаких отчислений в бюджет. Такие схемы поставок товаров, по мнению лоббистов закона, сокращает рабочие места в Украине. В результате, квалифицированный персонал выезжает на заработки в Польшу. Украина помогает Польше сбывать свою продукцию, одновременно поставляя персонал тех предприятий, где эта продукция изготавливается.
Тем не менее, с точки зрения рядового украинского потребителя, который зачастую едва сводит концы с концами, такой фактор, как дешевизна польских продуктов, является весьма существенным. У потребителей и перекупщиков возникает закономерный вопрос: почему многие польские товары стоят дешевле украинских аналогов, при том, что затраты на оплату труда в Польше значительно выше, чем на Украине?
Тем временем, не надеясь на отмену новых таможенных правил, местные предприниматели уже нашли способ обойти закон, однако он требует лишних расходов, повышая, соответственно, цену перепродаваемых товаров. Нанятых «муравьев» просто селят на сутки в хостеле или на складе на польской стороне, где они должны пересидеть требуемые законом 24 часа, чтобы отправиться назад с коробками, мешками и тюками за спиной. За плечами они несут упаковки со строительной пеной, польские сыры, которые оказываются фальсификатом, дешевые кожаные ботинки, кофе, чай и детские игрушки. Пересекая границу, они могут видеть и своих односельчан, уезжающих в Польшу, чтобы производить там эти же товары.
Комментарии
Читайте также
Общественники заметили очистку крыш в Саратове
В преддверии Нового года владимирцев приглашают сдать кровь
Самолет ВМС США три часа летал вблизи Крыма
Онкоцентр имени Блохина передал неучтенные трупы следователям
Последние новости
СБУ призналась: моряки были прикрытием шпионской операции
Россия ответит, если под ударом окажутся Крым и Донбасс
Вернется ли Донбасс на Украину