11 января 2018, Sputnik Кыргызстан

Вместе сила — зачем президенты стран ЦА ходят друг другу в гости

Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
В среду в Душанбе прибыл премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов, одна из задач которого — согласовать с руководством Таджикистана те вопросы, которые станут предметом обсуждения президентов двух стран. Видно, что Ташкент придает огромное значение предстоящей встрече двух президентов, тем более что Мирзиёев в статусе главы государства посетит Душанбе впервые.
С не меньшей серьезностью готовятся к визиту узбекского лидера и в Таджикистане, надеясь подвести черту под теми непростыми отношениями, которые были у Эмомали Рахмона с Исламом Каримовым.
Замечу, что в последний год наблюдается резкий рост региональных активностей президентов всех пяти стран Центральной Азии. Тот же Шавкат Мирзиёев за это время встретился с президентами Туркменистана (6-7 марта прошлого года), Казахстана (22 марта) и Кыргызстана (5-6 сентября). Причем визиты главы Узбекистана в Ашхабад и Астану состоялись до его посещения России и Китая.
Внешнеполитические приоритеты, как говорится, обозначены — и они говорят о многом. Как видим, президент Узбекистана намерен установить не просто тесные, но продуктивные и откровенно дружеские отношения со странами-соседями. И его намерения, судя по всему, разделяют лидеры других государств региона.
В этом смысле можно говорить о начале принципиально нового этапа в развитии Центральной Азии, когда главной задачей внешней политики каждой из стран региона становится реальное партнерство с ближайшими соседями.
Так, в последний год главы стран ЦА вновь заговорили о необходимости региональной экономической интеграции и, возможно, оживления Союза центрально-азиатских государства (СЦАГ). Активно обсуждается ими также идея создания Ассоциации глав регионов стран Центральной Азии. Идет активное подписание договоров о взаимном признании границ и согласование позиций по самому широкому кругу проблем, ключевыми из которых становятся вопросы согласованного развития в ЦА транспортных коммуникаций и энергетики.
Осенняя (прошлого года) дискуссия между президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым и некоторыми высокопоставленными чиновниками соседнего Казахстана стала, судя по всему, последним неприятным инцидентом в двусторонних отношениях государств региона. Сегодня все без исключения главы стран ЦА настроены на плодотворный диалог. Не исключение здесь и новый президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, который менее чем через два месяца после своего избрания на пост главы государства совершил визит в соседний Казахстан, в ходе которого подписал с руководством РК целый ряд важных и взаимовыгодных соглашений.
Чем можно объяснить начало столь явного движения глав центрально-азиатских государств навстречу друг к другу? Только ли приходом к власти в Узбекистане и Кыргызстане новых лидеров, заинтересованных в том, чтобы начать отношения с соседями с «чистого листа»?
Полагаю, что главным фактором сближения центральноазиатских государств и начала активной региональной интеграции стало осознание элитами названных стран своих стратегических интересов.
Закончилось то время, когда практически в каждой стране постсоветского пространства довольно прочные позиции занимали политики первой волны «демократизации» бывших советских республик, понимаемой в основном с националистических позиций. Время популизма и политического эгоизма закончилось. Опыт позитивного взаимодействия большинства стран постсоветского пространства в рамках таких форматов, как СНГ, ОДКБ, ШОС и ЕАЭС, показал, что ключевыми факторами социально-экономического развития новых независимых государств являются партнерство и консолидация, а не поиск виновников собственных неудач за пределами государственных границ и мифотворчество.
Одним из главных мифов в сознании политических элит новых независимых стран довольно долгое время было представление о том, что постсоветским государствам нужно как можно скорее избавиться от «имперского» прошлого и желательно при помощи Запада. В результате каждая из центральноазиатских стран получила свой уникальный опыт сотрудничества со странами ЕС и теми же США, и опыт, надо сказать, не самый позитивный.
К примеру, Узбекистан, который после событий сентября 2001 года в Нью-Йорке в порядке доброй воли предоставил свою территорию для размещения на ней войск США и НАТО, расстался с иллюзиями по поводу партнерства с Западом уже в 2005 году. Это произошло после беспорядков в Андижане, когда Евросоюз и США фактически поддержали организаторов мятежа и в ответ на жесткие действия Ташкента в Ферганской долине ввели санкции против этой страны.
Еще более сложная история отношений с американскими партнерами у Кыргызстана, который пережил целых две «цветные революции», поддержанные Западом. К счастью, и эта страна постепенно избавилась сначала от иллюзий по поводу перспектив партнерства с Вашингтоном, а затем и от американской военной базы на своей территории.
С моей точки зрения, 2017 год стал переломным моментом для Кыргызстана и региона в целом. Алмазбек Атамбаев обвинил американских военных — и небезосновательно — в стремлении столкнуть народы Кыргызстана и Узбекистана, попросил их на выход — и ничего: Госдеп утерся и ретировался.
У Таджикистана, в отличие от своих ближайших соседей — Узбекистана и Кыргызстана, никогда не было иллюзий относительно того, какая страна является её основным стратегическим партнером. Всю последнюю четверть века таким партнером была Россия, которая обеспечивала охрану границ Таджикистана от проникновения в эту страну наркоторговцев и разного рода квазиисламистских радикалов из Афганистана. Россия всегда поддерживала и продолжает поддерживать республику экономически, в том числе, обеспечивая работой сотни тысяч простых таджиков.
В последние годы в Центральной Азии всё более прочные позиции занимает Китай. Глобальные транспортные и иные проекты КНР дают странам региона надежды на скорое и динамичное развитие, но одновременно и пугают. И эти закономерные опасения оказаться либо в зависимости от новой сверхдержавы, либо в эпицентре столкновения интересов ведущих цивилизаций — ещё один фактор сближения центральноазиатских республик: все они объективно заинтересованы в том, чтобы сообща противостоять новым вызовам и угрозам.
Как бы там ни было, укрепление в ЦА позиций китайских транспортных, торговых и иных компаний (в том числе — мегапроект КНР «Один пояс — один путь») сформировало мощные основания для трансформации былой окраины Советского Союза в территорию ускоренного экономического развития.
В свою очередь, тренд на суверенизацию региона и укрепление в нем трансевразийских связей, заданный усилением военно-политического влияния России в Передней Азии и соответствующим коллективным выдавливанием из региона американских военных, создает условия для превращения Центральной Азии в пространство политической стабильности.
Такой вот новый геополитический контекст сегодня уже вполне понятен лидерам стран региона. Формула эффективного регионального взаимодействия «центральноазиатской пятерки» выработана, главные стратегические партнеры (Россия и Китай) определены, остается только работать.
Как результат — экономическое взаимодействие стран Центральной Азии обрастает новыми совместными проектами и конкретными межгосударственными договорами и соглашениями. Регион сосредотачивается и начинает восхождение. Так что визит Шавката Мирзиёева в Душанбе и его встреча с главой Таджикистана Эмомали Рахмоном, вне всякого сомнения, станут еще одной важной вехой всесторонней интеграции центральноазиатских государств.
Другое Таджикистан Узбекистан
Оставить комментарий

Главное по темам

Производство литья для освоения Арктики за 1,7 млрд открыли под Владимиром

14:46

В ЖК «Салават Купере» заселили дом со встроенным частным детсадом

14:46

Дети Преображенки почтили память защитников Отчества

14:44

В станице Ханской появилась новая спортплощадка

14:44

«Террористам выгоден онанизм». Учителя о диких и смешных случаях в школе

14:44

Видеоновости

Статьи

До введения миротворцев в Донбасс РФ должна поставить США условие

На Мюнхенской конференции по безопасности представлен план бывшего генсека НАТО Расмуссена по вводу миротворцев в Донбасс, спасению Минских соглашений и ослаблению санкций против России.

«Будут ваши поминки»: как из россиян выбивают долги

Коллекторы выбивают долги у россиян самыми изощренными способами: угрожают расправой, поджигают дома и даже натравливают на людей боксеров.

В Германии посетовали на «жалкий вид» бундесвера

Танков, вертолётов, бронежилетов, палаток и даже зимней одежды — всего этого остро не хватает немцам для участия в операциях сил быстрого реагирования НАТО, получивших название «Острие копья», пишет Die Zeit.

Как в Чечне предотвратили маленький Чернобыль

Где-то в пригороде Грозного потерян мощный источник радиации. Нашедший его мужчина меньше минуты держал в ладони небольшой металлический цилиндр и вскоре лишился руки.

Почему уборка дома оказалась опаснее курения

Регулярная уборка с использованием чистящих средств так же негативно влияет на организм, как и выкуривание пачки сигарет в день. Об этом говорится в исследовании учёных из Бергенского университета.

Фоторепортажи